Переписка в мессенджерах является доказательством в каждом пятом деле в российских судах
Речь идет в первую очередь об уголовных делах, касающихся продажи наркотиков, взяточничества, вымогательства. Также переписка широко применяется в семейных спорах и иногда в арбитражных судах
Читать на полной версииПереписка в мессенджерах стала доказательством в 20% дел в российских судах. Такую статистику приводят в компании экспертиз в сфере информационных технологий и права RTM Group.
Речь идет в первую очередь об уголовных делах, касающихся продажи наркотиков, взяточничества, вымогательства. Также переписка широко применяется в гражданских, особенно семейных, спорах, реже — в арбитражных судах, рассказали в компании.
По сравнению с 2020 годом использование электронной переписки как доказательства в уголовных делах выросло на 20%, а в гражданских делах за тот же период — более чем на 100%.
Комментирует партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:
Михаил Александров партнер адвокатского бюро «А2» «Очень часто спор — это не спор о праве, а спор о факте: было — не было, качественное — некачественное, оплатили — не оплатили, просрочили — не просрочили. В идеальном мире, конечно, все это всегда задокументировано, но в жизни же так происходит не всегда. Дальше возникает необходимость подтвердить соответствующими доказательствами те или иные факты. Специфика в России арбитражей во многом — это то, что свидетели, как правило, не вызываются, за редким исключением. На моей практике, может, один-два раза за все время был вызван свидетель в арбитражный суд. Соответственно, процесс ведется на основании письменных доказательств, и здесь переписка подходит как нельзя лучше».
Что касается уголовных дел, переписка в мессенджерах действительно часто используется в качестве доказательств. Но это происходит не потому, что правоохранители получают к ней доступ извне или как-то ее взламывают, а потому, что кто-то из участников переписки самостоятельно раскрывает ее следователям, если он потерпевший или свидетель по делу.
Нередко подозреваемые сами предоставляют доступ даже без собственного желания — через Face ID. Завладев телефоном, оперативник может поднести аппарат к лицу подозреваемого и снять защиту. Следователь просто осматривает гаджет и фиксирует переписку, рассказывает адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
— Чаще всего переписка используется по делам о взяточничестве и мошенничестве, а также в ходе расследования преступлений, совершенных группой лиц. Подделать переписку, вероятно, можно, но, думаю, это сложно. К тому же телефон всегда остается в качестве вещественного доказательства, и в дальнейшем эксперты могут найти следы такой подделки.
— Имеет ли смысл с учетом таких данных соблюдать цифровую гигиену?
— Безусловно, имеет. Во-первых, нужно следить за своей перепиской: что пишешь и кому пишешь. Понимать, что переписка может быть раскрыта второй стороной. Что касается правоохранительных органов, то, безусловно, самой надежной защитой является пароль телефонный. На системе Android пароли взламываются очень легко, а вот телефоны системы Apple практически невозможно взломать, если у человека установлен хороший пароль. Тем не менее, конечно, надо следить, где и как этот пароль вводится. Если человек сам стоит, допустим, под камерой видеонаблюдения и вводит на телефоне пароль, а камеры сейчас такие, что они очень хорошо все могут разглядеть теоретически, доступ к телефону можно получить и таким путем. При необходимости нужно регулярно чистить переписку.
Чтобы подготовить переписку для представления в суде, необходимо заключение эксперта. Для гражданских процессов подойдет просто нотариальное заверение. Если переписка информативна, она в 99% случаев будет принята во внимание судом, говорят эксперты.