СПб биржа возобновила торги заблокированными иностранными бумагами. Но информации о сделках нет
Ранее стало известно о случаях разморозки иностранных активов россиян. Что говорят инвесторы? И сколько может стоить разблокировка?
Читать на полной версииВ понедельник, 7 ноября, СПб биржа подтвердила, что начала торги частью ранее заблокированных бумаг. Правда, опрошенные СМИ брокеры не подтвердили информацию о проведенных сделках. То ли они не стали их заключать, то ли предпочти умолчать. Несколько инвесторов, которым звонила Business FM, вежливо отказались комментировать тему.
Впрочем, начало торгов — это всего лишь пробный шар. Биржа возобновила торги бумагами всего на 300 млн долларов. И это небольшой объем с учетом того, что заморозить из-за санкций могли активы на 6 трлн рублей. А в долларах по курсу эта сумма близка к 100 млрд. Биржа говорила, что торги начнутся благодаря договоренности с неким институциональным инвестором. И, видимо, есть договоренности, что ему разрешили выкупить часть заблокированных бумаг россиян. Но самый важный вопрос — это цена, указывает управляющий инвестиционным фондом Андрей Плотников:
Андрей Плотников управляющий инвестиционным фондом «Цены выкупа каждой бумаги, каждого эмитента. Это самый важный вопрос, потому что за это время многие акции упали в цене. Некоторые даже на 50% и более. Вопрос: по какой цене будет выкуп? Я сомневаюсь, что российские инвесторы согласятся добровольно продавать эти бумаги сейчас по текущим ценам. Я как физическое лицо в такой же ситуации в России нахожусь, с заблокированными частью бумагами в портфеле. И я бы не согласился с текущей просадкой рынка продавать эти бумаги. Даже разблокировать их бы не согласился. Я бы еще подождал. Думаю, что через четыре-шесть месяцев, возможно, получится найти еще одного дополнительного крупного инвестора, который возьмет на себя часть рисков и готов будет выкупить эти активы уже по более интересной цене для россиян».
Ранее в одном из крупных брокеров сообщили об успешных случаях разблокировки средств некоторых клиентов. Собственно, потенциальная возможность сделать это была и раньше: можно обратиться в европейский депозитарий, который заморозил активы, доказать, что конечный покупатель не попал под санкции. И тогда в теории активы могут разморозить. И даже если их владелец не сможет их продать, то, возможно, хоть получит свои купонные выплаты. Вот только депозитарий, вполне вероятно, может отказать. А еще это очень недешевая процедура, которая, возможно, будет стоить миллионы рублей, рассказывает адвокат бюро Forward Legal Олесь Груздев:
Олесь Груздев адвокат бюро Forward Legal «Конечно, прежде всего речь идет о расходах на консультантов. Расходы могут варьироваться от 10 тысяч долларов до 150 тысяч долларов — все зависит от того, каких консультантов инвестор выбирает. Есть вариант выбрать российских консультантов, есть вариант выбрать иностранных консультантов. От этого, собственно, зависит обоснование. Кроме того, надо полагать, что на стоимость будет влиять сама сложность. Нельзя исключать, что попытаться попасть под исключение могут и подсанкционные лица, которые прямо или косвенно связаны с санкционным режимом. Это будет недешевая процедура».
То есть разблокировка может быть далеко не всем инвесторам по карману, потому что главные траты — это оплата дорогих услуг европейских юристов. А еще и не все из них могут согласится работать на россиян. Если у кого-то застряли миллионы долларов, то для них процедура еще имеет смысл. А тем, кто хранил в иностранных бумагах миллионы рублей, смысла тратиться на это нет. Но, пожалуй, главное, что дело сдвинулось с мертвой точки. Торги, хоть и в небольших объемах, начались, случаи разблокировки появились. Может быть, будет результат у действий попавшего под санкции российского Национального расчетного депозитария. Он обратился с жалобой на ограничения в Совет Европы. Но понятно, что этот процесс явно будет тянуться месяцами. А о европейской бюрократии известно, что она, мягко сказать, не самая быстрая в мире.