В США высказали притязания на российский остров Врангеля
Заметка об этом появилась в The Wall Street Journal в разделе «мнения». Ее автор — Томас Дэнс, в прошлом он возглавлял комиссию США по исследованию Арктики
Читать на полной версииОстров Врангеля должен принадлежать США — об этом написала The Wall Street Journal, отметив, что до 1924 года находящийся к северу от Чукотки остров вроде бы принадлежал Штатам. Но де-факто он был захвачен СССР, когда Советы направили туда канонерку «Красный Октябрь». Поскольку сто лет назад остров не представлял особого интереса, тему забыли. Позднее, в период холодной войны, этот вопрос, судя по всему, никто не решался поднимать, чтобы не создавать дополнительную напряженность.
То, что он сейчас реанимирован, связано со многими факторами, большинство из которых к Арктике отношения не имеет, считает директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов:
Валерий Гарбузов директор Института США и Канады РАН «В начале прошлого века там были, конечно, даже споры между Канадой и США о том, чей это остров. В течение прошлого века даже вплоть до нынешнего столетия его считали сначала советским, теперь российским. Тут, конечно, много нагнетается, из-за территориальных вопросов, которые связаны, прежде всего, с Украиной, начинают затрагивать проблемы, которые когда-то, может быть, были, пытаются их реанимировать. Вообще уже давно никто на него никаких прав не высказывал. Все-таки он находится в таком важном участке между границей западного и восточного полушария, его стратегическое положение достаточно серьезное. Но в основном, конечно, это заповедник, он под охраной ЮНЕСКО, как и многие подобные острова, необжитые и не освоенные».
Остров Врангеля почти необитаем. Его временное население состоит из метеорологов, сотрудников заповедника и военных. Судя по всему, тему спорности территории вспомнили именно потому, что российское Минобороны в своих интересах потребовало снять часть ограничений, связанных с природоохранным статусом острова. Он входит в список природного наследия ЮНЕСКО, и требование изменения его заповедного статуса не могло остаться незамеченным.