Сергею Зуеву изменили меру пресечения
Вместо домашнего ареста ректору Шанинки назначили запрет определенных действий. Также Мосгорсуд освободил из-под стражи бывшего замминистра просвещения Марину Ракову
Читать на полной версииРектору Московской высшей школы социальных и экономических наук смягчили меру пресечения: домашний арест заменили на запрет определенных действий. Неформальное название вуза — Шанинка. Оно возникло из-за основателя — британского социолога польского происхождения Теодора Шанина, который создал этот частный вуз в 1995 году.
Год назад ректору учебного заведения Сергею Зуеву было предъявлено обвинение в хищении 21 млн бюджетных рублей путем мошенничества. Эта сумма являлась первым траншем из госконтракта в 50 млн рублей, выделенных Федеральным государственным автономным учреждением «Фонд новых форм развития образования» на реализацию проекта «Учитель будущего». Защита утверждает, что Зуев к этим деньгам вообще не прикасался.
Он был задержан правоохранителями 12 октября прошлого года, когда находился в больнице. Сначала его поместили под домашний арест, а затем отправили в СИЗО. Позднее, уже после избрания ему меры пресечения, Зуева вновь госпитализировали для проведения операции на сердце. В августе нынешнего года его опять вернули под домашний арест — как сообщило следствие, так как он признал вину и возместил ущерб. Нынешняя смена его статуса меняет очень немногое, говорит адвокат Сергея Зуева Руслан Кожура:
Руслан Кожура адвокат «Объем запретов практически такой же, как был при домашнем аресте. Ему по-прежнему запрещено пользоваться телефоном, интернетом, и ночное время надо проводить дома. Единственное послабление: сейчас у него нет ограничений встречаться с людьми, которые не являются фигурантами дела. Сейчас возобновлено следствие: должно быть предъявлено Зуеву новое обвинение в окончательной редакции, после этого предъявления снова возобновится ознакомление с материалами уголовного дела. Дальше, при негативном сценарии, будет направлено обвинительное заключение в прокуратуру. Если прокуратура его утвердит, то дальше — суд».
Важная деталь: то, что Шанинка как частный университет участвовала в госконтрактах, скорее исключение, чем правило. По данным гендиректора признанной в России иноагентом Transparency International Russia Ильи Шуманова (он также признан иноагентом), за все время существования вуза он участвовал всего в нескольких подобных проектах на общую сумму около 37 млн рублей. Это для такой организации является суммой на грани статистической погрешности. При этом, как еще четыре года назад сообщали СМИ, вуз вызывал раздражение у ФСБ как «рассадник либерализма». Как тогда писало издание The Bell, с точки зрения ведомства, а точнее, его службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, институт слишком много контактировал с зарубежными университетами.
Все это вызывало возмущение общественности, в первую очередь академической. Открытое письмо в поддержку ректора и против его содержания в СИЗО подписали 59 академиков РАН и более 200 студентов и преподавателей Шанинки. Однако опасения того, что учебный процесс прервется, пока что оказались беспочвенными. Говорит исполняющий обязанности ректора, проректор по учебной работе Евгений Миронов:
Евгений Миронов исполняющий обязанности ректора, проректор по учебной работе Шанинки«В Шанинке учебный процесс идет стабильно, никаких сбоев существенных у нас нет. Некоторые сотрудники по разным причинам сейчас оказались за пределами территории России, но большая часть коллектива остается в Москве и планирует работать здесь. К нам пришли и новые сотрудники. Уже несколько лет, начиная с пандемии, определенное количество курсов мы вели дистанционно, какой-то процент дистанционных курсов сохраняется, это позволяет нам наиболее ценных сотрудников из тех, кто сейчас не может физически находиться в Москве, сохранить».
По делу, в рамках которого обвиняют Зуева, в качестве главного фигуранта проходит бывший замминистра просвещения России Марина Ракова, а также еще трое лиц, с которыми, как утверждает Зуев, он никогда не встречался. Всем им, как и Зуеву, была смягчена мера пресечения.