ЦБ впервые за четыре года выявил факт инсайдерской торговли акциями
Эксперты отмечают, что отношение к подобным ситуациям в России весьма лояльное и нет ни одного случая привлечения инсайдеров к уголовной ответственности. Хотя соответствующая статья в УК имеется
Читать на полной версииЦентробанк сообщил, что к инсайдерским сделкам с акциями «Распадской» в ноябре прошлого года причастны сотрудники КПМГ и группы Evraz. Регулятор приостановил торговлю по их счетам и направил предписания о недопущении аналогичных нарушений в будущем.
Схема, как следует из сообщения ЦБ, была довольно простой. Работавшая в «Евразхолдинге» Нарине Мамарян, ее супруг и еще два близких родственника, а также сотрудник КПМГ Дмитрий Смолин узнали о том, что в рамках консолидации угольных активов группы Evraz контролируемая ей «Распадская» приобретет 100% компании «Южкузбассуголь». В течение нескольких дней до публикации новости эти люди скупали на Мосбирже акции «Распадской». Потом они продали бумаги, когда информация о предстоящей сделке была обнародована, и котировки пошли вверх. Это позволило инсайдерам получить доход, какой именно — не уточняется. Примечательно, что в схеме участвовал сотрудник консалтинговой фирмы, проводившей оценку бумаг.
В России наказание за подобные нарушения довольно мягкое, в отличие, например, от США. Продолжает председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:
Владимир Фокин председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» «Это статья 185.6 УК РФ, от двух до четырех — самое строгое наказание. Но на практике ЦБ выписывает предостережение не повторять подобные ситуации в будущем. Это общая практика. Я ее связываю с тем, что общественная опасность данных нарушений для нашего государства в настоящий период не очень высока. Уголовных приговоров я и не вспомню. И поискал — не нашел. Поэтому предупреждение, и все. В США все намного серьезнее: там, как правило, за инсайдерскую торговлю либо огромные штрафы, которые перекрывают прибыль, полученную в результате таких манипуляций, либо уголовные сроки. Поэтому там с этим не балуются».
Газета «Коммерсантъ» подсчитала, что с момента вступления в силу закона об инсайдерской информации в 2010 году ЦБ сообщил лишь о семи случаях ее неправомерного использования. На самом деле, по словам трейдеров, инсайда на российском рынке хватает. Один из последних примеров — история с дивидендами «Газпрома» в этом году. Сначала концерн их отменил, потом неожиданно передумал и решил выплатить. Перед этим на бирже происходили странные вещи с акциями компании. Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
В случае с акциями «Распадской» регулятору потребовался целый год, чтобы установить факт инсайдерской торговли. Многие участники рынка считают, что если бы ЦБ хотел бороться с инсайдом, то проводил бы расследования намного быстрее, да и таких случаев было бы намного больше. С другой стороны, полностью искоренить инсайд не удастся. США тому подтверждение.