Тиньков отказался от российского гражданства и отзывает бренд «Тинькофф» из банка
В кредитной организации, основанной бизнесменом, заявили, что все права на бренд «Тинькофф» принадлежат Тинькофф банку. Удастся ли предпринимателю добиться своего?
Читать на полной версииПредприниматель Олег Тиньков вновь сумел привлечь к себе внимание. Сначала бизнесмен сообщил в соцсетях, что он выходит из российского гражданства, сопроводив текст фотографией документа. Потом этот пост пропал. Олег Юрьевич объяснился. По его версии, публикация исчезла «таинственным образом». Что скрывается за этой фразой, видимо, знает лишь один он. Заодно написал, что начинает процесс отзыва бренда у основанного им Тинькофф банка. На это в кредитной организации сразу ответили, что все права на бренд «Тинькофф» принадлежат банку, причем об этом там говорили и раньше.
Компания Тинькову больше не принадлежит. Но о чем могли договориться продавец и покупатель, точно известно лишь им самим. А дальше, вполне вероятно, будет долгий судебный процесс. Комментирует руководитель практики «Интеллектуальное право и трудовые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александра Акимова:
Александра Акимова руководитель практики «Интеллектуальное право и трудовые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Когда мы говорим о том, что человек больше не дает разрешения на использование своих товарных знаков, это означает, что с определенной даты вы должны прекратить любое их использование и упоминание. С учетом того, что у банка как у юридической компании сложилась определенная деловая репутация под этим брендом, я думаю, с большой долей вероятности будет судебный процесс. Он будет сопряжен с состязанием относительно узнаваемости и введения потребителя в заблуждение. Но, может быть, и нет. Возможно, они договорятся на условиях каких-то отступных».
Тиньков продал долю своего семейного траста в TCS Group (это головная компания банка) еще весной. Новый владелец — «Интеррос» Владимира Потанина. Тиньков утверждал, что продал банк «за копейки». На что Потанин, как чувствовалось из его слов, с некоторым удивлением ответил, что сотни миллионов долларов — большие деньги. И еще тогда основатель банка говорил, что забирает из России бренд «Тинькофф». По данным СПАРК, АО «Тинькофф Банк» является лишь лицензиатом 16 товарных знаков, в том числе «Тинькофф» — на русском и на английском. Правообладателем указана компания на Виргинских островах.
Но не менее важно другое: сумеет ли банк, входящий в топ-15 с активами в 1 трлн 277 млрд рублей, в случае переименования сохранить клиентскую базу? Мнение гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром» Павла Самиева:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Если гипотетически рассматривать вариант, что он все-таки переименовывается, мне представляется, что это совершенно не означает, что люди пойдут именно за основателем, который будет говорить о том, что это его имя и его фамилия, которая использовалась. Мне кажется, здесь логика в том, что будет некоторый проигрыш с точки зрения текущей спонтанной узнаваемости. Тогда в случае переименования придется работать через новые рекламные и маркетинговые кампании. Но с точки зрения ухода клиентов, потому что банк теперь называется по-другому, я думаю, это будет минимальный уровень [потерь]. Грубо говоря, для клиентов это вообще не важно».
Еще в апреле, незадолго до продажи, банк сообщал, что до конца года проведет ребрендинг и откажется от прежнего названия. В компании поясняли, что давно готовились к этому шагу. Но уже через месяц в руководстве организации заявили, что переименование не стоит на повестке дня и есть другие хлопоты. В случае ребрендинга банку, у которого нет офисов, по крайней мере, не придется переделывать вывески. О чем Business FM напомнил голосовой помощник «Тинькофф» «Олег». Заодно робот ответил на вопрос о возможной смене собственного имени:
— Нам не нужно переделывать вывески и тратить деньги на переоформление офисов. Все удобные финансовые продукты и любимые сервисы остаются с нашими клиентами. Уверены, новый бренд вам понравится.
— Олег, а что ты думаешь насчет того, что тебе самому придется сменить имя и больше не быть Олегом?
— Все меняется как никогда быстро. Мне совсем не хочется вас дезинформировать, поэтому пока возьму перерыв и вернусь, как только удастся разобраться в происходящем.
Вероятно, у этой истории еще будет продолжение. И, скорее всего, в любимом для основателя банка эпистолярном жанре. Возможно, свою роль сыграет Великобритания, которая в марте ввела санкции против Олега Тинькова, что сам бизнесмен назвал «глубочайшей ошибкой». Кстати, санкции Лондон ввел и против нового владельца банка Потанина, так что если стороны решатся на суд в Великобритании, у них могут возникнуть затруднения.
Если вернуться к бренду, то основатель банка уже предложил назвать его в честь нового владельца. А вот робота, наверное, можно не переименовывать. В конце концов, у нынешнего бенефициара отчество Олегович.