Звонят по мессенджеру, представляются полицейскими: мошенники становятся все более изобретательными
Один из новых видов телефонного мошенничества — звонки через мессенджер. С такими случаями, в частности, столкнулись несколько сотрудников радиостанции Business FM. Еще один тренд последних месяцев — звонки от мнимых работников полиции
Читать на полной версииОколо двух недель назад мне с утра позвонили на WhatsApp. Номер незнаком. Зато на аватарке — логотип одного крупного банка, чьим клиентом я, к слову, являюсь. Звонила девушка, которая сообщила мне дословно следующее: «Вам звОнят из банка». На днях коллега мне рассказал, что ему тоже позвонили через мессенджер. Человек представился менеджером, и у номера была точно такая же аватарка.
И это тренд: сейчас, когда смартфон сам подсказывает, что звонок по обычной связи подозрителен, люди заранее понимают, что, скорее всего, звонит мошенник. К мессенджерам доверия больше, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Business FM пробовала перезвонить по этим номерам. Если с городского телефона, то абонент недоступен. Если через мессенджер, то трубку просто не берут.
Еще один тренд — звонки с обычного номера, когда собеседник представляется сотрудником МВД, а конкретно — представителем отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Он полностью представляется, сообщает номер своего служебного удостоверения. Предупреждает, что звонки записываются. И рассказывает, что некий человек, используя паспортные данные, пытался взять от имени «потерпевшего» кредит. Записи таких звонков можно легко найти в интернете. Вот одна из них:
В течение долгого разговора мнимый сотрудник органов дотошно спрашивает все подробности: вы точно не ходили в это отделение по такому-то адресу в такой-то день, а вы в принципе туда ходите, а точно ли этот человек не является вашим родственником? Дальше следует предложение поучаствовать в поимке преступников. Для этого предлагают оформить уже настоящий кредит и перевести деньги. И это тоже тенденция последних месяцев, когда мошенники не пытаются выманить остаток на счету, а убеждают взять деньги у банка в долг, о чем на недавнем Восточном экономическом форуме Business FM рассказывал заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников.
Анатолий Печатников заместитель президента — председателя правления банка ВТБ «Убедить клиента взять кредит и украсть у него теперь уже кредитные деньги — это тренд нескольких последних месяцев. Причем уловки совершенно разные. В основном клиента убеждают в том, что против него готовятся криминальные действия со стороны других групп мошенников, а те, которые ему звонят, являются правоохранителями и хотят защитить его интересы. Но для того, чтобы этих злоумышленников наказать и выявить, надо все-таки кредит взять».
Впрочем, власти тоже делают шаги, чтобы пресечь вывод денег. Недавно парламент принял закон об обмене информацией между полицией и Центробанком — чтобы, по крайней мере, как можно быстрее возбуждались уголовные дела и была возможность заморозить средства внутри российской банковской системы, пока их не вывели за рубеж или не перевели в криптовалюту. По данным ЦБ за прошлый год, в России почти половина операций по переводу денег без согласия клиента совершается с помощью социальной инженерии. И вот только один из последних примеров. Как сообщил телеграм-канал Mash, мошенники, представившись силовиками, выманили у дочери бывшего топ-менеджера Газпромбанка 49 млн рублей. И чьи-то мечты о крупной сумме, вероятно, сбылись.