Минпромторг порекомендовал ретейлерам убрать с полок продукты, на упаковке которых указывается, что они органические, без соответствующего сертификата подтверждения, сообщает РБК.

Такие продукты, должны быть произведены в соответствии с законом «Об органической продукции». Соответствующие разъяснения министерство направило представителям крупнейших объединений ретейлеров — Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союзу независимых сетей России и Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ).

По данным Минпромторга, до 70% продуктов с такими указаниями на упаковке не имеют соответствующего сертификата.

При этом такая сертификация — дело добровольное. И никакой ответственности за «листочек» или надпись «Эко» на упаковке сейчас нет. Говорит генеральный директор центра сертификации «Верно делаем» Даниил Дондупов:

— У вас не оказалось документов, подтверждающих зеленый листочек пресловутый, но за это какого-то административного наказания нет. Почему? Потому что это необязательная сертификация. Надо различать обязательную сертификацию и добровольную сертификацию. Вот у нас государство штрафует за отсутствие обязательной сертификации. Это значит, что пищевая продукция должна соответствовать требованиям стандарта технического регламента безопасности пищевой продукции. Есть такой технический регламент, он имеет силу федерального закона, там прописаны все показатели, какие должны быть. Для органической продукции такого технического регламента нет. Будет ли он принят когда-то в будущем, если честно, даже вам не скажу. Поэтому мы, например, не занимаемся сертификатами органической продукции. У нас есть в стране несколько систем добровольной сертификации, которые себя позиционируют как системы сертификации органической продукции.

— А листик на упаковке что-то дает? Это реально увеличивает продажи?

— Если это используют, то, наверное да, потому что стоят, допустим, десять одинаковых колбас, как-то же нужно выделиться. И идет покупатель придирчивый, как ему запомниться? Либо вливать огромные деньги в поддержание бренда своего, либо можно выделиться из этого ряда каким-то сертификатом. Все-таки аудитория, которая выбирает органическую продукцию, более платежеспособна, они готовы переплачивать за это в несколько раз.

В Минпромторге подчеркнули, что разъяснения носят «исключительно рекомендательный характер». О влиянии темы экологии и органических продуктов на продажи рассуждает член совета Российской гильдии маркетологов Николай Григорьев:

— Довольно большая часть нашего населения хочет вести так называемый здоровый образ жизни. При этом они могут в других проявлениях вести крайне нездоровый образ жизни. Но когда они покупают что-то «органик» или еще хуже, «без глютена», почему-то это приводит людей в восторг, и они готовы за это платить. Это может транслироваться разными способами.

— Насколько такие приемы увеличивают продажи?

— Увеличивают. Понятно, что по разным категориям по-разному. Это зависит еще от ценового сегмента: особенно в премиальном ценовом сегменте это может увеличивать стоимость на тысячу процентов, три тысячи процентов. А в нижнем сегменте, где главным фактором является кошелек, ограничение по бюджету, там главный фактор — это ценник. В серединке это влияет в меньшей степени, чем в премиальном, но в большей степени, чем в нижнем.

Эксперты говорят, что многие компании находят обходные пути. К примеру, создают и регистрируют в Росстандарте собственную систему добровольной сертификации, а знак соответствия этой системе сертификации делают похожим на «листочек», соответствующий органическим продуктам питания.