Растет количество претендентов на покупку IKEA
На объектах шведской компании IKEA побывали представители Segezha Group, основным акционером которой является АФК «Система». Среди претендентов на покупку IKEA называли компанию по производству плит для напольных покрытий и мебели Kronospan и девелопера ПИК
Читать на полной версииНа объектах шведской компании IKEA побывали представители Segezha Group, основным акционером которой является АФК «Система». Компания занимается лесозаготовкой и обработкой древесины.
Уже сообщалось, что на заводы IKEA приезжают представители разных российских фирм, вероятно для того, чтобы составить объективное представление об этих активах. Среди претендентов на покупку IKEA называли компанию по производству плит для напольных покрытий и мебели Kronospan и девелопера ПИК. В пресс-службе ПИК заявили, что не планируют покупать IKEA.
О том, у какой компании больше шансов стать новым владельцем активов IKEA в России, рассуждает партнер юридической фирмы GRM Сергей Новиков:
Сергей Новиков партнер юридической фирмы GRM «IKEA, наверное, предпочтет продажу тому, кто будет отвечать двум основным показателям: первый — кто даст большую цену и второй — чьи репутационные риски при продаже активов будут минимальными. Можно говорить еще об одном претенденте, «Свезе», связанной с Мордашовым, поэтому давайте рассмотрим четырех потенциальных покупателей. Я объединю Segezha и «Свезу» примерно в один блок, почему? Потому что эти компании помимо приемлемого финансового состояния для потенциального приобретения обладают очень хорошим логистическим расположением своих производственных активов. Здесь издержки, связанные с перемещением материалов от производителей до производственных площадок, которые сейчас еще пока принадлежат IKEA, будут минимальны. Но если мы говорим с вами о Kronospan, то здесь, во-первых, мы должны говорить о том, что существенно снижаются репутационные риски, это раз. Во-вторых, по финансам она выглядит не хуже, чем Segezha и «Свеза», в-третьих, у Kronospan гораздо шире линейка материалов, которые они производят для производства мебели. Если мы говорим о ПИК, то финансовое положение позволяет компании участвовать в этой сделке. Но здесь момент следующий: у Segezha и «Свезы» есть определенные навыки, определенные компетенции с точки зрения розничных продаж. В ПИК тоже нужно продукцию будет кому-то реализовывать, и очень хорошая, интересная коллаборация с их строительным бизнесом с точки зрения размещения готовой продукции. Продажа квартир уже полностью меблированных — это очень интересный ход, очень востребованный сейчас на рынке, поэтому ПИК тоже можно рассматривать. Но если делать выводы и подводить общий итог, я считаю, что два основных все-таки будет покупателя — это Segezha и Kronospan. Мы видим, что остается головная компания здесь и торговые центры продолжают работать. Полагаю, что высока вероятность того, что определенные опционные договоренности, соглашения будут существовать».
О том, что будет с сотрудниками компании и как она может продолжить работу в России после продажи, говорит органайзер профсоюза лесных отраслей Александр Илларионов:
— Полная неизвестность. Союз как раз добивается прозрачности сделки и организует опросы. 75% работников считают, что профсоюз должен участвовать в процессе передачи новым владельцам. Но никаких конкретных подтверждений, сколько останется людей, на каких условиях, нет. Остается работа в этом направлении для прояснения и сохранения рабочих мест.
— Внутри обсуждается, кто является фаворитом в борьбе за актив?
— Есть несколько источников, по которым работники могут судить о происходящем. С понедельника в Тихвине и Новгороде на фабриках видят, что появляются делегации, полное инкогнито. Быстренько все это посмотрели и исчезли. Сегодня в Тихвине, например, заметили автомобили с калининградскими номерами. Мелькают слухи, что и Hoff может поучаствовать, возможно, ПИК, прошел слух.
— На ваш взгляд, продажа будет оформлена так, чтобы компания могла вернуться в Россию? То есть это опцион на выкуп или есть еще какие-то варианты?
— Есть косвенные признаки того, что это возможно. Потому что IKEA — это же не только фабрики, но и магазины. Летом, когда начался процесс увольнения работников и в гипермаркетах освобождались площади, ретейлеры стали получать предложения об аренде на два года. Возникло предположение, что на этот срок компания может заморозить свою деятельность. Что точно нам известно — это то, что компания сохраняет свои гарантийные обязательства.
О сокращении сотрудников и поиске нового владельца для российских активов IKEA объявила в начале лета.
В 2021 году выручка компании «ИКЕА дом», которая управляет розничными магазинами в России, составила 155 млрд рублей, чистая прибыль была чуть меньше 8 млрд рублей. Продукцию в России компания производила на трех заводах — в Тихвине, Новгородской и Кировской областях.