Лидер крайне правой партии «Братья Италии» возглавила итальянское правительство в коалиции с партией Сильвио Берлускони.

«Первая женщина-премьер в истории Италии и первая ультраправая глава итальянского правительства со времен Второй мировой войны» — так Джорджу Мелони представляют на BBC (СМИ заблокировано в России). 45-летней итальянке удалось превратить небольшую партию «Братья Италии», которая ранее занимала лишь несколько десятков кресел в обеих палатах парламента, в ведущую политическую силу страны. И теперь в коалиции с Forza Italia экс-премьера Сильвио Берлускони и правопопулистской «Лигой» Маттео Сальвини она смогла сформировать новое правительство Италии. О перспективах кабинета Джорджи Мелони рассуждает международный обозреватель France 24 Дуглас Херберт:

«Можно сказать, что Джорджа Мелони всеми силами пытается переиграть одну из самых влиятельных фигур итальянской политики, Сильвио Берлускони. Премьер игнорировала многие его запросы и в процессе формирования кабинета министров, и ранее при утверждении спикера нижней палаты. И у нее чуть ли не каждый раз получалось быть как бы на шаг впереди, что крайне необычно для любого политика, который рискнет тягаться с Берлускони. Но теперь Мелони предстоит преодолеть то, что она сама назвала «невероятными вызовами» как во внутренней политике, так и на международной арене. Италия, как и другие страны Европы, столкнулась со скачком цен на газ и другими последствиями [российско-украинского конфликта]. Видимо, именно поэтому и она, и ее крайне противоречивые партнеры по коалиции, которые даже друг с другом во многом договориться не могут, хотя бы попытались изобразить нечто похожее на единый политический фронт».

Как не устают напоминать оппоненты Мелони, ранее она высказывала, мягко говоря, противоречивые суждения. Часто цитируется ее интервью каналу France 3, в котором политик назвала диктатора Бенито Муссолини «хорошим политиком, который все делал ради Италии». Нередко критики забывают добавить, что реплики были произнесены еще в 1990-х, когда Мелони было 19 лет, но и в целом новый премьер Италии не скрывает своей симпатии к правой идеологии и символике. В Брюсселе и Вашингтоне напряжены, а на CNN уходящего итальянского посла в Британии Рафаэля Тромбетту чуть ли не 10 минут допрашивали о рисках от нового кабмина Италии для Запада:

«Я думаю, что это результат демократического процесса. Были выборы, коалиция получила уверенное большинство. Часть итальянского электората, где-то 40-45%, всегда была довольно консервативной. А партия Мелони убедительно обозначила свою линию и от нее не отклонялась. Так что я бы не пытался объяснить это неким возрождением фашизма, а скорее взглянул бы на консервативные предпочтения избирателей. Я думаю, это нормальное функционирование демократии. Кроме того, не нужно игнорировать заявления самой Мелони, в том числе сделанные до выборов. Она осуждала действия России и обещала поддержку властям Украины. Так что угрозы для Запада я здесь вообще не вижу».

Ключевые должности в новом правительстве были распределены между партиями коалиции условно поровну, хотя «Братья Италии» контролируют больше кресел в парламенте, чем «Лига» и Forza Italia вместе взятые. Их лидеры Маттео Сальвини и Антонио Таяни стали вице-премьерами.

Таяни, которого называют правой рукой Берлускони, также занял пост министра иностранных дел, а Сальвини — министра инфраструктуры. Отдельно на France 24 отмечают портфель министра экономики, который достался Джанкарло Джорджетти. Ранее он занимал должность главы Минэкономразвития страны при Марио Драги. По мнению телеканала, это указывает на готовность нового кабмина Италии взаимодействовать с Евросоюзом и не погружаться в правый популизм.