Как Еврокомиссия собирается конфисковать активы России? Комментарий Георгия Бовта
Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Брюссель работает над соответствующей правовой базой. И несмотря на ряд серьезных сложностей и репутационных рисков, вероятность того, что ЕС все-таки на это пойдет, очень велика, считает политолог
Читать на полной версииГлава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен назвала целью ЕС конфискацию, а не заморозку активов России. По ее словам, Брюссель работает над соответствующей правовой базой. «Это будет, но юридически это непросто, все еще предстоит много работы», — добавила она. На конфискации российских активов и их использовании для восстановления Украины настаивает также президент Владимир Зеленский, и его в этом поддерживают целый ряд стран ЕС, прежде всего восточноевропейских. В октябре Евросовет поручил Европейской комиссии разработать предложения по финансированию восстановления Украины за счет замороженных российских активов. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков после этого обвинил Запад в краже активов России. «Это абсолютно незаконные действия, они противоречат международному праву, это не что иное, как посягательство на собственность — в данном случае государственную собственность — и на частную собственность», — подчеркнул он. По действующим в Европе правилам попавшие под санкции активы можно только замораживать. Каковы перспективы принятия таких решений?
Новые заявления о надобности конфисковать российские активы приурочены к проходящей под эгидой Германии конференции, на которой лидеры ЕС собираются прикинуть своего рода «план Маршалла» для восстановления Украины. По мнению европейцев, такой план необходим по меньшей мере потому, что иначе теряется всякий смысл двигаться в направлении приема Украины в ЕС. В таком виде, как сейчас, шансов точно нет. По оценкам Всемирного банка, на которые как раз и ссылалась Урсула фон дер Ляйен, ущерб Украине оценивается примерно в 345 млрд долларов. Каковая сумма чудесным образом почти совпадает с общей оценкой арестованных российских активов.
Хотя ранее звучали и другие цифры. Например, в мае Владимир Зеленский озвучивал цифру украинских потерь в 600 млрд долларов, в некоторых украинских источниках приходилось видеть цифры, приближающиеся к триллиону. В начале октября только экологический ущерб Украине Киев оценил в 36 млрд евро. Ущерб только инфраструктуре Киев оценивал летом в 108 млрд долларов, а ее восстановление — в 185 млрд.
В сделанных на начало осени подсчетах Всемирного банка подробно расписан весь «чек» ущерба: жилье, инфраструктура, потери от разрушения экономики. Полное восстановление была оценено в 750 млрд долларов. Эта цифра совпадает с оценками плана восстановления от украинского премьера Дениса Шмыгаля.
Такие деньги, конечно, у ЕС теоретически есть. Но не для Украины. Ассигнование таких сумм не «продать» европейским избирателям ни при каких условиях. А ведь странам ЕС надо еще и постараться возместить собственные затраты на помощь Киеву. Например, Польша очень в этой связи рассчитывает как раз на российские активы.
Сейчас Брюссель ведет скрупулезный, даже скаредный подсчет размеров финансовой помощи Киеву на следующий год. Притом что Зеленский требует минимум 17 млрд уже сейчас, чтобы закрыть дыру в бюджете. На следующий же год Еврокомиссия вроде подписывается на финансовую помощь в размере 18 млрд евро — на покрытие базовых потребностей бюджета Украины. Президент Зеленский ранее заявлял, что без 56 млрд концы с концами свести никак не получится. Вряд ли даже богатая Америка захочет покрыть разницу.
Что касается замороженных российских активов, то известно о не менее чем 300 млрд долларов Центробанка, замороженных еще весной. Летом Минюст США оценивал сумму заблокированных США и западными союзниками активов российских частных лиц и компаний не менее чем в 30 млрд долларов. Тогда же Брюссель оценил часть этих активов в Европе почти в 14 млрд евро. Хотя с тех пор черный список вырос не менее чем в два раза, вряд ли на столько же возросла сумма арестованного, поскольку почти все крупные предприниматели и чиновники попали под удар еще в первые санкционные волны.
Несмотря на высказываемый рядом стран — Швейцарией, да и США, например, — скепсис относительно столь революционных мер по отношению к частной собственности, вероятность того, что соответствующее законодательство ЕС будет принято, очень велика. Не свои же деньги платить. Уже есть закон, по которому можно конфисковать активы, если они используются для обхода санкций. А что такое «обход санкций», можно трактовать широко.
Кажется вроде странным обсуждать восстановление страны, когда конца боевым действиям еще не видно. Есть, конечно, слабая надежда, что когда оценки ущерба намного превысят возможности покрыть их за счет России, то мотивация нажать на кнопку stop loss и поспособствовать как-то прекращению боев будет возрастать. Но надежда такая именно слабая, поскольку экономическая логика касательно данного конфликта уже давно не работает.