Региональное развитие, часть I: ставка на туристическую инфраструктуру
Ростуризм ликвидирован, и теперь туристическое направление в нашей стране курируют два министерства — Минэкономразвития, которому как раз переданы функции Ростуризма, и Минстрой, отвечающий за инфраструктурную составляющую туристической отрасли. Впрочем, управленческие перестановки вряд ли кардинально поменяют планы регионов, делающих на туризм особую ставку
Читать на полной версииК 2025 году турпоток на Дальний Восток увеличится на 11,5%, а к концу 2035 года — на 93%. Именно такой прогноз был смоделирован при разработке мастер-плана туристского макрорегиона «Дальний Восток»*, в который входят Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область. Понятно, что одним из ключевых факторов столь значительного роста станет создание объектов туристической инфраструктуры — отелей, развлекательных центров и так далее.
До конца 2022 года в рамках мастер-плана, работу над которым по заказу «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) ведет многопрофильный консорциум под лидерством компании Commonwealth Partnership (CMWP), предполагается создать концепции 12 всесезонных курортов. Они будут объединены единым дизайн-кодом и инфраструктурными решениями, развиваться под единым брендом, обладать всей необходимой инфраструктурой и станут новыми центрами дальневосточного туристического притяжения. По точно такой же схеме идет работа над мастер-планом макрорегиона «Большое Золотое кольцо», о котором BFM.ru рассказывал в середине августа.
Что особенно важно, в результате реализации мастер-планов появляется маркетинговое позиционирование макрорегиона и создаются проработанные предложения для инвесторов. «Сам факт реализации такой масштабной работы, как туристический мастер-план, — это однозначный сигнал рынку о серьезности намерений государства в развитии туризма в России в целом и на Дальнем Востоке в частности. Детальная всесторонняя проработка ресурсной базы туризма макрорегиона позволяет сформировать комплексное видение потенциала его развития на перспективу до 2035 года. Горизонт планирования оправдан масштабом предстоящих работ», — поясняет старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP Марина Мережко.
Согласно недавним подсчетам NF Grou*, в дальневосточных регионах рост качественного номерного фонда в среднем может составить 8-10% в год. Дальний Восток, что называется, в восходящем туристическом тренде, однако, по оценкам экспертов, вместимость гостиничных объектов Камчатки составляет около семи тысяч мест, Сахалина — 5,5 тысячи мест, и только 30-35% из них относятся к качественному сегменту. Если инвесторы проявят интерес, если самостоятельно или вместе с государством в рамках государственно-частного партнерства создадут в макрорегионе соответствующую инфраструктуру, то расчеты мастер-плана окажутся верными, и к 2035 году на Дальний Восток будет ежегодно совершаться 6,7 млн турпоездок.
До Самарской области, которую называют сердцем России (по форме область и правда напоминает сердце, внутри которого мощным кровеносным сосудом протекает Волга), федеральное мастер-планирование со всеми его перспективами пока не дотянулось. Однако и без того туристы едут на волжские берега более чем активно, хотя всего несколько лет назад редко смотрели в сторону Самары, Тольятти, Сызрани. Ответ на вопрос почему, можно искать в разных плоскостях.
Например, потому, что региональное министерство туризма приложило максимум усилий для развития авиасообщения: до того момента, как были закрыты южные аэропорты страны, в Самару летали самолеты из 19 регионов. Причем, полеты совершались в рамках льготной программы, которую в народе называют «в обход Москвы»: благодаря субсидиям цены на билеты ниже коммерческих на 50%, а то и больше. Были дни, когда, например, стоимость авиабилета Тюмень — Самара начиналась с отметки 1,8 тысячи рублей. Из Москвы в высокий сезон в Самару совершалось 19 рейсов ежедневно — одно это говорит о нынешней сверхвысокой востребованности Самарской области у российских туристов.
Или, например, потому, что россияне, начавшие внимательно присматриваться к возможностям внутреннего туризма, наконец-то, признали невероятную пухлость туристического меню Самарской области и самого города Самары. Жигулевские горы и Самарская Лука, появившаяся благодаря неожиданному, на 180 градусов повороту, который Волга почему-то решила сделать именно здесь. Набережная Самары протяженностью 5,5 километра (говорят, самая красивая на Волге) и Жигулевское море — самое крупное из рукотворных морей страны. Один из старейших в России Жигулевский пивоваренный завод и его сосед Иверский монастырь; самарцы шутят — справа пиво пьем, слева грехи замаливаем.
Мрачный бункер Сталина, построенный в годы войны, когда Самара (тогдашний Куйбышев) стала, по сути, временной столицей СССР, и историческая гостиница «Бристоль — Жигули», где в 1909 году с балкона давал импровизированный концерт Федор Шаляпин (теперь в городе вот уже несколько лет существует проект «Басы на балконе»), а позже японские и американские журналисты, эвакуированные в 1941 году из Москвы, устроили грандиозную потасовку после событий в Перл-Харбор. Уникальный этнопарк «Дружба народов», где представлены национальные подворья практически всех народов, населяющих Самарскую область, и неоготический «Замок Гарибальди» — новодел, который получает самые разные оценки, но с непременной вау-составляющей. Это еще далеко не все.
Сегодня в Самарской области насчитывается 468 объектов размещения. Некоторые отели крупных международных брендов сейчас меняют свои названия (например, в ближайшее время сменит имя отель Holiday Inn, а также отель «Ренессанс», принадлежавший сети Marriott); а вот Accor и Lotte ничего подобного не планируют — остаются. К тому же большинство гостиниц области все-таки находится под управлением местных, самарских компаний. В дальнейшем самарцы явно намерены делать ставку на своих управленцев и отечественных инвесторов.
В списке приоритетных туристических направлений, развивающихся в Самарской области, глава регионального министерства туризма Артур Абдрашитов на первое место ставит экологический туризм. Сейчас среди областных ООПТ (особо охраняемых природных территорий) 211 имеют региональный статус, три — федеральный, и две из них (национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский государственный биосферный заповедник) образуют единое целое, настоящий полуостров площадью более 160 тысяч гектаров.
За последнее время Россия накопила значительный опыт туристического развития ООПТ, в том числе благодаря Всероссийскому конкурсу на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, с территориальными ресурсами у Самарской области все в порядке, так что направление явно из числа инвестиционно перспективных.
Событийный туризм тоже в приоритете: фестиваль набережных «ВолгаФест», музыкальный фестиваль Шостаковича, фестиваль народных традиций «Жигулевская вишня», который ежегодно проходит в селе Ширяево, гастрофестиваль «Сызранский помидор», зимний фестиваль активного отдыха «Жигулевское море» — самарский фестивальный календарь привлекает туристов, причем с каждый годом все больше.
Промышленный туризм, ну тут сам бог велел: Жигулевский пивоваренный завод, который как встал на берегах Волги в 1881 году, так и стоит там по сей день, переродившийся, теперь полностью отечественный «АвтоВАЗ» и его музей, где собрано все, что сделано заводом за годы работы, и все, что было придумано, но так и не пошло в серию и осталось прототипом, завод «ЛАДА-Спорт», занимающийся производством и подготовкой спортивных машин. Интересная, необычная Самара, космическая…
Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм (в области уже работает 38 санаторно-курортных учреждений), деловой, пляжный и речной туризм, яхтинг и сноукайтинг (до недавних пор Жигулевское море принимало этапы кубка мира по этому виду спорта). Судя по рассказу Артура Абдрашитова, Самарская область хочет от инвесторов новых загородных и городских гостиниц, баз отдыха, кемпингов и глэмпингов, обновленных и вовлеченных в коммерческий оборот объектов культурного наследия, которых в Самаре немало, словом, всего и сразу.
Артур Абдрашитов министр туризма Самарской области «Конечно, самый популярный запрос у потенциальных инвесторов в подборе земельного участка — первая береговая линия Волги. Сегодня инфраструктура в первую очередь развивается там: туристы часто запрашивают размещение именно на загородных территориях и уже оттуда начинают свое путешествие по области. Льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление земельных участков на льготной основе — все это мы предлагаем инвесторам. Часто бывают случаи, когда у инвестора есть деньги, но нет земли; земля — ресурс дорогой, а благодаря подписанию инвестиционного меморандума или включению проекта в перечень стратегических инвестор получает землю в аренду, во-первых, без аукциона, во-вторых, по ставке 0,075% от кадастровой стоимости. После того, как вводит объект в эксплуатацию, он имеет право либо продолжать платить аренду, либо выкупить землю за 5% от кадастровой стоимости. Вот такой механизм поддержки инвестиций у нас есть, причем в сфере туризма инвестиционная планка наиболее низкая — от 150 млн рублей. А ведь еще три года назад порог вхождения в перечень стратегических проектов составлял 600 млн рублей».
Как отмечает Артур Абдрашитов, интерес инвесторов к Самарской области растет, особенно благодаря мероприятиям нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и рассчитанной до 2025 года региональной программе «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области».
Артур Абдрашитов министр туризма Самарской области «Что особенно приятно, лицом к сфере туризма поворачиваются люди из совершенно иных, подчас очень далеких отраслей. Например, это те инвесторы, которые изначально были заняты в области промышленности, строительства, они не меняют сферу деятельности, но к своему инвестиционному пакету добавляют туристическую отрасль и, как правило, подходят к работе не на ощупь, а приглашают профессиональных консультантов, которые сопровождают проекты. Связать свою судьбу с туризмом нередко решают даже люди, имеющие небольшие капиталы: инвестиционные лоты объемом до 30 млн рублей часто идут под создание загородных кемпингов и глэмпингов. Напомню, что на сегодняшний день у нас существует мера поддержки в виде грантов, которые можно получить для создания или развития таких объектов размещения, а также на обустройство пляжных территорий. К федеральным средствам мы добавляем средства из регионального бюджета, увеличивая грантовую поддержку до вполне серьезных сумм. Каждая история индивидуальна, но могу сказать с уверенностью: ни одна неделя в министерстве туризма не проходит без встречи с новыми инвесторами, которые иногда имеют только идею, а иногда проработанную концепцию и целый пакет документов».
«Часто инвесторы приходят с просьбой подсказать, куда вложить их собственные деньги. И в этом случае мы определяем для них наиболее перспективные территории и направления», — рассказывает Артур Абдрашитов. Но признается, что на вопрос, каких инвесторов вы цените больше всего, обычно отвечает: тех, которые знают, чего хотят.
* Есть в распоряжении Business FM