Сети быстрого питания из дружественных стран выходят на российский рынок. Недавно в Москве на Шаболовке открылось первое кафе сербского фастфуда «Чевапи гриль». В нем готовят традиционные балканские блюда, которые обычно продаются в сербских пекарнях. В меню названия на сербском языке. Например, суп телячья чорба и сербская пита, это круглая лепешка, с разными начинками. По словам ресторанных критиков, сербская кухня недорогая, а за счет специй имеет насыщенный вкус, что соответствует текущему тренду.

Еще весной о намерении выйти на российский рынок заявили четыре турецких бренда, их в России до сих пор нет. Это Chitir Chicken — аналог KFC, Yesen burger — похож на McDonald’s, но с менее богатым меню, кофейня Arabica Coffee House. Еще сеть с универсальным меню Little Kitchen. Кроме бургеров, хот-догов и пиццы, кафе предлагает, например, стейки и здоровое питание.

Эти заведения не очень популярны в Турции и находятся в богатых районах, говорит независимый турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу. По его словам, в стране много других заведений, которые набирают популярность и потенциально могли бы быть интересны российским потребителям:

Абдуррахман Камбуроглу независимый турецкий журналист «Обороты набирает Burger Yiyelim, «Давайте покушаем бургер», если перевести на русский язык. Своеобразный фастфуд, предоставляют разные вкусы, у них микс: мексиканский фастфуд, традиционное турецкое. Это привлекает, потому что в McDonald’s одно и то же, а тут предлагают что-то новое. Есть котлетная, у них исключительно подают котлеты и еще пару видов мяса и колбасы. Турецкая колбаса немного отличается от обычной, традиционной. Они пользуются популярностью среди иностранцев, среди них много русских».

Абдуррахман Камбуроглу рассказал, что говорил с несколькими крупными заведениями, которые делают донер-кебаб. Это уличная закуска с начинкой из свежих овощей, соуса и мяса, выглядит, как шаурма. По словам владельцев стрит-фудов, они получают предложения открыть филиалы в России. Но отказываются, потому что им хватает объемов работы и доходов внутри страны. Эксперты отмечают, что новые игроки из зарубежных стран в российской ресторанной отрасли принесут ей только пользу. Повысится конкуренция, улучшится качество, расширится ассортимент.

Проблема в том, что если формально многие западные сети быстрого питания и ресторанов прекратили деятельность в России, то де-факто ничего не изменилось. Разве что сменились вывески. Пространства в отрасли больше не стало. К тому же есть много сильных российских операторов с зарубежным опытом, например, Novikov Group. Шансов на успех у новых участников рынка немного. Тем более, небольшие зарубежные компании не понимают, что имеет смысл приходить в Россию только с десятками точек, говорит ресторанный критик и основатель путеводителя Taste of Russia Дмитрий Алексеев:

Дмитрий Алексеев ресторанный критик и основатель путеводителя Taste of Russia «Если в таком городе, как Москва, открыть три-пять точек, их никто не заметит, шансов у них практически нет. Имеет смысл открывать 20, 30, 70 точек, например, как TGI Fridays. Многие компании приходили, условно покупая предыдущую сеть, уже раскрученную, с технологиями, с оборудованием. Хочется верить, что турецкий фастфуд полезнее. Но понятно, что конкуренты всегда будут использовать в борьбе те же самые инструменты и технологии».

При этом, как отмечает Дмитрий Алексеев, в разных сегментах, в том числе в сегменте фастфуда, есть успешные заведения, которые работают в маленькой сети: от двух до пяти ресторанов. Такой вариант тоже возможен, но для этого кафе должно найти свою аудиторию.