Украина потеряла треть электростанций. Комментарий Георгия Бовта
Ослабляют ли российские удары по энергетическим объектам позиции ВСУ? Или, наоборот, в результате таких атак Украина и ее союзники могут еще больше ожесточиться?
Читать на полной версииО том, что в результате ракетных ударов было разрушено 30% электростанций Украины, написал президент страны Владимир Зеленский. Это привело к массовому отключению электроэнергии по всей Украине. Зеленский также подчеркнул, что в связи с действиями России «пространства для переговоров» с президентом РФ Владимиром Путиным не осталось. Удары по объектам критической инфраструктуры Украины начались утром 10 октября. Владимир Путин в ходе совещания с членами Совета заявил, что такое решение было принято в ответ на украинские попытки терактов на территории России.
Признание президента Украины Зеленского размеров ущерба энергетической инфраструктуре страны примерно совпадает с теми оценками, которые ранее давало российское Минобороны. Что касается его же заявления относительно невозможности переговоров с российским президентом, то оно для Зеленского уже не первое. И, видимо, не последнее. 4 октября был даже специальный указ о невозможности проведения переговоров с Путиным.
Удары по объектам инфраструктуры в современных войнах считаются такой же неотъемлемой частью их ведения, каковой были во все времена, начиная с тех пор, когда у людей вообще появилась какая-либо инфраструктура. Считается, что это не только оказывает морально-психологическое воздействие на противника, но и подрывает возможности тыла поддерживать силы сопротивления или наступления на фронте. Другое дело, что украинский тыл на сегодня не ограничивается одной только Украиной. К нему можно приписать, по сути, весь коллективный Запад, откуда не прекращается поток военной, финансовой и прочей помощи. На такой расширенный тыл даже полное уничтожение украинской инфраструктуры не окажет никакого влияния. В то же время нарушение логистических цепочек снабжения действующей армии, тех же железных дорог, может, разумеется, ослабить противника.
Кроме того, когда боевые действия приобретают такой тотальный характер, одним из следствий может стать еще большее ожесточение противника и его сплочение вокруг нацлидера. Растет градус непримиримости. Так что когда Зеленский говорит о невозможности переговоров с Москвой, то такая позиция может на текущий момент отражать мнение большинства, возможно подавляющего, населения территорий, находящихся под контролем Киева.
Поражение 30% объектов электроэнергетики. Много это или мало? Тут надо учитывать ведь еще и то, что из-за остановки или утраты в ходе боевых действий многих производств потребление электроэнергии на Украине упало, по данным самих украинских источников, не менее чем на 40%. И до, и после начала конфликта страна обладала избыточным производством энергии, в том числе за счет атомных электростанций, дававших более 60% генерации. Это позволило Украине начать экспорт электроэнергии в соседние восточноевропейские страны. Однако теперь он прекращен, населению предписана экономия.
В то же время энергосистема Украины еще с советских времен имеет высокий уровень децентрализации, отчасти исходя из соображений оборонительного характера. Это точно не Калифорния, где, рассуждая чисто гипотетически, можно несколькими точечными мощными ударами или хакерскими атаками обесточить десятки миллионов. Кроме того, для того чтобы полностью и бесповоротно разрушить такую децентрализованную систему, потребовались бы непрерывные удары на протяжении длительного времени, пока же пошла всего лишь вторая неделя такого огневого воздействия. Надо учитывать и еще один фактор: такая система может быть сравнительно быстро восстановлена.
Так, только за один день 10 октября российская армия точными ударами вывела из строя объекты генерации общим объемом 2 гигаватта. Но с тех пор уже восстановлено генерирующих мощностей на 1,3 гигаватта, по данным Международного энергетического агентства. При этом общее энергопотребление упало с более чем 19 гигаватт в феврале до чуть более 14 гигаватт в октябре. То есть пока еще определенный запас мощностей с расчетом на зимний сезон у Украины остается. При этом российские войска не бьют на поражение гидроэлектростанции и тем более атомные электростанции.
В любом случае удары по инфраструктуре могут носить лишь вспомогательный характер. Исход боевых действий решается только на поле боя путем уничтожения живой силы и техники противника. И так было всегда, во всех войнах, которые вело человечество. Было полно примеров, когда целые города сравнивали с землей, но противник не сдавался от одного ужаса увиденного. Иными словами, нацистская Германия пала не потому, что американцы разбомбили под ноль Дрезден, а потому, что Красная армия сначала разгромила вермахт в также полностью уничтоженном, но не сдавшемся Сталинграде, а потом взяла Берлин.