Обновлено в 18:00

В портах Дальнего Востока снова скапливаются суда. Об этом Business FM сообщили участники перевозочного процесса, в частности крупные логистические компании и грузоотправители. Нагрузка на все порты и инфраструктуру региона увеличивается, систематические задержки с выгрузкой судов связаны с диверсификацией экспортных потоков на восток и нехваткой мощностей. Рассказывает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Очередной коллапс значительно больше, чем в 2021 году, в части контейнерных грузов сейчас наблюдается колоссальное скопление контейнеров по импорту, огромное количество судов стоят на рейде, не могут выгрузиться, потому что порты не дают разнарядку, потом эти контейнеры еще ожидают погрузки на фитинговые железнодорожные платформы, еще около 10-20 дней. Только дальневосточная логистика, только это плечо составляет сегодня 50-60 дней, такого не было даже в ковид. Раньше это было примерно 35-42 дня. Мы уже говорим клиентам: «Закладывайте 90 дней». Такого не было ни разу. Там несколько причин, самая главная — это большой разворот на восток, инфраструктура абсолютно не подготовлена, если мы говорим об импорте контейнеров, которые больше не идут в Санкт-Петербург из-за того, что туда нет судозаходов у крупнейших контейнерных линий, весь этот импорт сместился на дальневосточные рубежи. Вместимость флота сократилась в четыре раза, потому что крупные морские перевозчики в виде Maersk, CMA и так далее все ушли, Владивосток не готов к обработке такого количества контейнеров. Нагрузка на инспекторов, которые декларируют грузы, увеличилась на 40%. Еще одна причина — это мобилизация. По нашим источникам, до 30% сотрудников портов попали под частичную мобилизацию, людей тоже нет».

Замглавы Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин предупреждал месяц назад на Владивостокском экономическом форуме о риске транспортного коллапса в связи с излишней контейнерной загрузкой. Он говорил, что по итогам августа количество контейнеров в порту Владивостока почти достигло 39,7 тысячи. Это превышает показатели за самый напряженный месяц прошлого года.

Ситуацию комментирует коммерческий директор дальневосточной транспортной компании «Альфа транзит» Станислав Крок:

Станислав Крок директор дальневосточной транспортной компании «Альфа транзит» «Основная проблема Дальнего Востока заключается в том, что пропускная способность этих портов ограничена пропускной способностью железной дороги. К началу сентября количество подвижного состава на Дальнем Востоке резко снизилось, нехватка подвижного состава — основной сейчас фактор и определяющий, из-за которого происходят задержки на Дальнем Востоке. Можно добавить сюда еще проблему с новыми китайскими перевозчиками, то есть это в основном маленькие линии с небольшим количеством судов, которые сейчас на наш рынок пытаются зайти. Ранее, когда здесь главенствовали европейцы, китайцы сюда практически не заходили. Чтобы наладить нормальный сервис, нормальное сообщение между китайскими портами и нашими, наши порты выдвигают для китайских линий достаточно серьезные требования по предоставлению информации по планированию их сервиса. То есть они требуют от них заранее предоставить график судозаходов, количество, размеры судов и заранее обозначить примерно объем импорта и экспорта, и у китайцев с этим пока большие проблемы. Они на рынок только заходят, они пока не знают, ни сколько они смогут привезти, ни сколько они смогут увезти. Причем по поводу того, сколько они могут увезти, их, видимо, даже пока не сильно волнует, они в основном упираются в то, чтобы набрать объем в Китае и привезти его сюда. Но, привозя сюда полные лодки контейнеров и не планируя отсюда вывозить какой-то существенный объем, порты просто эти суда принять не могут, у них просто нет места, чтобы выгрузить сюда груз, притом что это судно ничего существенного с собой не заберет. И таким образом, китайские суда могут простаивать три, четыре, а то и больше недель в ожидании постановки к причалу. Задержки на Дальнем Востоке будут продолжаться до тех пор, пока не будет налажено нормальное регулярное морское сообщение между странами Юго-Восточной Азии и портами европейской части РФ, такие как Санкт-Петербург, Усть-Луга и Новороссийск. Сейчас получается, что, по сути, огромные инфраструктурные мощности нашей страны простаивают, а вся нагрузка сосредоточена на Дальнем Востоке».

В 2021 году на фоне восстановления экономики после коронавируса начались серьезные проблемы с логистическими цепочками. Морской транспорт с трудом покрывал растущий спрос грузоотправителей, поэтому во второй половине года в Приморье скопилось большое количество контейнеров.