«Цифровых кочевников» ждут на португальских пляжах
Португалия начнет рассматривать заявки от фрилансеров и удаленщиков, которые бы хотели переехать в эту страну. Обязательное условие: зарплата должна быть вчетверо выше минимальной национальной зарплаты в Португалии — 3300 евро в месяц минимум
Читать на полной версииС 30-го октября Португалия начнет рассматривать заявки от фрилансеров и удаленщиков, которые бы хотели переехать в эту страну, сообщает CNBC. Иметь гражданство ЕС необязательно, можно быть иностранным налоговым резидентом. Для визы потребуется представить действующий контракт с работодателем. Обязательное условие: зарплата удаленщика должна быть вчетверо выше минимальной национальной зарплаты в Португалии. То есть не меньше 3300 евро в месяц.
О каких специалистах может идти речь? И насколько массовой может стать их отъезд в Португалию? Мнение коммерческого директора «Технократии» Ильи Долгополова:
— Компания уже два года как работает на удаленке, и любой солидный разработчик с позицией senior и выше получает минимум 210 тысяч рублей, это я перевел 3300 евро в рубли. 210 тысяч рублей платят многим разработчикам, мы в Казани платим такую зарплату людям. То есть это достаточно широкая прослойка, и надо понимать, что это самая компетентная прослойка, они отрезают самую вкусную часть пирога. И еще в ковидные времена несколько наших сотрудников уехали, тогда на Кипр летали ребята, кто-то уехал в Азию просто, там нет специальных виз, там можно просто по полгода жить, уезжать в другую страну и жить опять, продлевая себе бизнес-визу, она стоит, по-моему, тысяч 15 рублей. Ребята уезжают, продолжают работать с Россией, но единственное, что приходится возвращаться, иначе ты потеряешь налоговое резидентство в России.
— То есть это масштабная история, получается?
— Она еще не масштабная, но с текущими событиями, я думаю, она будет становиться только масштабнее. Улетят сотни тысяч, но это будут самые компетентные сотни тысяч, это будет большая потеря для российских мозгов, если их потом там привлекут на более какую-то приятную местную зарплату.
Другие страны Европы также создают специальные условия для так называемых цифровых кочевников. Хорватия, Исландия и Греция входят в число тех, кто уже предлагает новый тип визы. Другие, например, Испания, планируют запустить свой аналог в ближайшее время.
В Греции подобная программа действует с октября прошлого года. Представителям стран, не входящих в ЕС, дается виза на семь лет плюс существенные налоговые послабления. Но есть и другая похожая программа, продолжает независимый журналист, гид-экскурсовод Сократ Грамматикопулос.
Сократ Грамматикопулос независимый журналист, гид-экскурсовод «Больше интересна другая программа, которая как раз для нерезидентов Европейского союза. Эта виза выдается на год, но с учетом продления дальше до трех лет позволяет работать на удаленке на компанию, которая зарегистрирована вне Греции, или на самозанятости, то есть, если сам этот человек зарегистрировал на себя эту программу в какой-либо другой стране. Но там есть определенные условия: стоимость визы 75 евро, и доход должен быть 3500 евро в месяц, плюс 20%, если вы приехали с партнером, и по 15% плюс на каждого ребенка. Я в принципе встречал таких людей в основном с Украины либо из России. Но не скажу, чтобы это большой процент, во-первых, стоимость жизни в Греции по сравнению, например, с Хорватией, такими странами, которые только вступили в Евросоюз, повыше, и стоимость жилья тоже».
Переехать в Великобританию российским удаленщикам сложнее. В большинстве случаев они оформляют туристическую визу, а затем, приехав в страну и найдя потенциального работодателя с соответствующей лицензией, заручаются его поддержкой и оформляют на три года новую визу. Ее можно продлить самостоятельно впоследствии еще на два года и получить постоянный вид на жительство. Она дает иммигрантам широкие возможности для трудоустройства. Еще три года назад трудоустроиться в Лондоне было гораздо сложнее, говорит блогер и гид по Лондону, основатель компании «Переезд по уму» Константин Пинаев:
Константин Пинаев блогер и гид по Лондону, основатель компании «Переезд по уму» «Наших и так здесь было в районе 100 тысяч, наверное, как минимум, в Лондоне. С мобилизацией вторая волна серьезная пошла. Чаще всего это люди, которые могут на удаленке работать. Ну то есть большинство из них сюда приезжает, все еще пытаются где-то там работать, хотя бы первое время. Большинство опять же приезжает по туристическим визам, номинально так, наверное, нельзя, но реально за этим сложно уследить, и если ты временно живешь, то это в принципе тоже можно. Поэтому большинство людей сюда приезжает, и уже здесь пытаются найти работу, здесь уже пытаются оформиться легально. Сейчас это сделать проще, чем когда-либо, ну то есть украинцам это вообще элементарно, людям с российскими паспортами это так же сложно, как и всем остальным. Из-за того, что у вас российский паспорт, никто на вас криво смотреть здесь не будет. И большинство людей, которые приезжают, это айтишники, это люди финансового сектора, очень много людей околодизайнерского толка, огромное количество специалистов сейчас в Лондоне требуется, это вот как раз финансы, дизайн, IT, для таких всегда найдется работа, она не всегда найдется сразу, надо будет немножко адаптироваться».
Что касается Португалии, то там сохранилась возможность получения «Золотой визы». В обмен на инвестиции в размере не менее 350 тысяч евро, которые должны работать в стране не менее пяти лет, можно получить вид на жительство. Обладателям таких виз достаточно находиться в Португалии всего неделю в году, чтобы сохранить свой статус.