В городах Украины прогремели взрывы. Путин заявил, что действия Киева невозможно оставлять без ответа
Зеленский подтвердил удары по критической инфраструктуре на всей территории страны. Одна из ракет упала на улице, где находится офис СБУ, а недалеко от этого места находится и офис президента Украины
Читать на полной версииОбновлено в 19:05
Президент России Владимир Путин сообщил, что РФ нанесла удары по инфраструктуре Украины (энергетической, военного управления и связи) высокоточным оружием. По его словам, если теракты на территории РФ продолжатся, то удары будут соразмерными. Ответ будет жестким, сказал глава государства.
«Киевский режим своими действиями поставил себя на одну доску с международными террористическими формированиями. Оставлять без ответа преступления такого рода уже просто невозможно», — заявил Путин.
Ситуацию проанализировал политолог Георгий Бовт:
— Насколько ожидаемым был такой ответ России на произошедшее с Крымским мостом, можно ли эту реакцию назвать жесткой?
— Мы как раз позавчера об этом говорили, что именно таким и будет ответ — удар по критической инфраструктуре. Он и состоялся, поэтому лично для меня это никакой не сюрприз, я примерно этого и ожидал. Ну, кроме того, назначен новый командующий специальный военной операцией, он заступил на свой пост и таким образом тоже, наверное, показывает, что он настроен решительно.
— Нужно напомнить, что Суровикин командовал до последнего момента Военно-космическими силами и назначили его как раз в субботу, 8 октября.
— Да, так что в принципе это все было ожидаемо. И я думаю, что это не будет постоянная волна, которая будет длиться неделями или месяцами, я думаю, что этот этап продлится, может быть, несколько дней, я могу только предполагать, после чего, наверное, будет какая-то пауза в зависимости от тех сигналов, которые поступят из Киева и с Запада главным образом. Если сигналы будут одни, то, может быть, будет пауза, а если сигналы будут другие, на явную эскалацию, тогда, наверное, и паузы ждать не стоит.
— Путин заявил на сегодняшнем совещании с членами Совбеза, что в случае продолжения терактов последует какой-то еще более жесткий ответ, он предупредил об этом непосредственно Киев. Каким может быть этот ответ?
— Мне кажется, что такого же характера, то есть с использованием обычных вооружений пока.
— Какой может быть дальнейшая реакция Запада и самого Киева? Пока мы слышали от Запада только, что они отправят Украине дополнительную военную помощь?
— Они будут поставлять военную помощь. Я думаю, что пойдет речь, может быть, о предоставление более дальнобойных орудий и более тяжелых вооружений, тех, которые раньше не поставлялись. Они должны что-то дать Зеленскому. Вот на срочном заседании «Большой семерки», очевидно, это будет озвучено, тут эмоций достаточно много, и на этих эмоциях могут быть приняты какие-то решения. Может быть какой-то внеочередной пакет санкций, которые еще, на мой взгляд, не исчерпаны, могут быть другие шаги. В Конгрессе США возникла очередная резолюция по поводу признания России спонсором международного терроризма. Мне кажется, что Запад еще не устал от Зеленского и пока не готов настаивать на том, чтобы он согласовывал свои действия типа ударов по Крымскому мосту с западными союзниками. Зеленскому была предоставлена довольно большая автономия. Вопреки тому, что многие у нас считают, Зеленский пользуется неограниченным карт-бланшем со стороны Запада, и они готовы его поддерживать, веря в то, что он может одержать победу на поле боя. Эта вера пока на Западе не прошла.
На совещании с членами Совбеза Путин напомнил и об украинских терактах против Курской АЭС. Как заявил президент, спецслужбы Украины уже трижды подрывали опоры ЛЭП атомной электростанции, но ущерб был ликвидирован «в кратчайшие сроки».
Путин добавил, что целью терактов мог стать и «Турецкий поток», но попытка подрыва газопровода не удалась. Инциденты на Курской атомной электростанции произошли 4, 9 и 12 августа этого года. В ФСБ России сообщили, что украинские диверсанты подорвали шесть опор высоковольтных линий электропередачи, которые идут от Курской атомной электростанции. Речь идет об опорах ЛЭП, через которые Курская АЭС обеспечивает энергоснабжение объектов промышленности, транспорта, жизнеобеспечения, социальной инфраструктуры и населения как в Курской области, так и других регионах России.
По данным ФСБ, диверсия привела к нарушению технологического процесса работы атомной станции. Были предприняты попытки найти и задержать диверсантов и их сообщников, но о том, удалось ли это сделать, не сообщается.
Что касается диверсии в отношении «Турецкого потока», то точной информации об инциденте нет. 22 сентября сообщалось, что ФСБ предотвратила теракт, который украинские спецслужбы готовили на объекте нефтегазового комплекса, осуществляющего поставки энергоносителей в Турцию и Европу. СМИ предполагали, что речь идет об одном из объектов магистрального газопровода, который проходит по дну Черного моря и соединяет компрессорную станцию «Русская» в районе города Анапы с приемным терминалом в Турции. По делу был задержан мужчина 1978 года рождения, у которого изъяли два взрывных устройства, а также четыре его сообщника.
Минобороны России также заявило, что Российскими вооруженными силами нанесен массированный удар высокоточным оружием большой дальности по объектам систем военного управления, связи и энергетики Украины. Цель удара достигнута, все назначенные объекты поражены, заверили там. Опубликованы кадры нанесения ударов.
Тем временем президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия и РФ договорились о развертывании совместной региональной группировки войск, сообщает агентство «Белта». Также он предостерег Украину от возможного нанесения удара по Белоруссии.
Можно ли считать это новой красной линией Москвы? Рассуждает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
— Главный вопрос, который задают себе, наверное, сейчас и в Киеве, и, возможно, в столицах западных государств, заключается в том, насколько эта акция представляет собой как бы одноразовую реакцию на один теракт или это некий индикатор того, как дальше будет вестись специальная военная операция в целом. Вот от этого, конечно, очень многое зависит. И я думаю, что, конечно, есть надежда, что это своего рода ответка, которая не будет означать, что Россия переходит к качественно иному уровню ведения специальной военной операции.
— Как сейчас может отреагировать Киев, есть ли шанс, что он возьмет паузу, украинские власти не будут больше пытаться бить по инфраструктуре России? Или более вероятно дальнейшее ожесточение их действий?
— Ну, хотелось бы надеяться, что с обеих сторон будет проявлена определенная сдержанность. Это касается, конечно, возможных операций в приграничных регионах Российской Федерации, это может касаться и участия спецслужб Украины в террористических акциях на территории России, это может касаться российской базовой инфраструктуры. Но мне кажется, что сигнал, который Москва послала Киеву, очень сильный и вызвал озабоченность со стороны украинской власти. Не случайно президент Зеленский пытается сейчас собрать срочное совещание «Большой семерки». По всей видимости, он будет настаивать на увеличении экономической и, возможно, военной помощи Украине как ответной меры на эскалацию.
— Что касается ответных мер, Запад пока просто осудил действия Москвы, пообещал поддерживать Киев до последнего. Ждать ли нам новой волны санкций, какими они могут быть?
— Мне кажется, что пока что преждевременно говорить о новых санкциях. Только прошел восьмой пакет, и я думаю, что, конечно, санкционное давление на Россию сохранится, но не думаю, что этот эпизод будет каким-то катализатором для срочного принятия нового пакета, поскольку после инцидента на Крымском мосту, в общем, наверное, на Западе ожидали, что Россия так или иначе отреагирует.
— И, наконец, на фоне всего этого звучат заявления Лукашенко о развертывании в Белоруссии российских войск. По его словам, это будет не одна тысяча военных. Что это может означать?
— Я так думаю, что лидер Белоруссии постарается все-таки избежать прямой вовлеченности в этот конфликт. Мне кажется, это не в его интересах, но существует много возможностей укрепления российско-белорусского сотрудничества, не предполагающих непосредственного вовлечения Белоруссии в конфликт.
Премьер Украины Денис Шмыгаль заявил о повреждении 11 инфраструктурных объектов в Киеве и регионах. Об ударах по критической инфраструктуре сообщают в Ивано-Франковске, в частности речь идет о Бурштынской ТЭС. В городе не ходит общественный транспорт, жителям рекомендовано работать из дома. В офисе Зеленского призвали украинцев вечером выключить свет и не пользоваться электроприборами.
Движение поездов киевского метро было приостановлено на всех линиях, подземные станции работали как укрытия, в данный момент работа подземки возобновилась.
Министр образования Украины Сергей Шкарлет заявил, что до конца этой недели все школы Украины переводятся на дистанционное обучение. В Киеве обучение вовсе приостановили.
После нанесения ударов по всей Украине глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что подходы к проведению специальной военной операции изменены. Глава Чечни Рамзан Кадыров написал, что теперь на сто процентов доволен проведением СВО.
Этого же мнения придерживается доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
С утра 10 октября украинские власти сообщали о серии взрывов в Киеве, Запорожье, Кривом Роге, Житомире, Харькове, Львове, Тернополе, Виннице, Полтаве, Ивано-Франковске. Также украинские СМИ сообщают о работе ПВО в Одессе, в городе слышны взрывы.
Президент Украины Владимир Зеленский подтвердил удары по критической инфраструктуре на всей территории страны. Он провел переговоры с Олафом Шольцем и Эммануэлем Макроном, сообщили в его офисе. Там же заявили о достигнутой договоренности провести заседание G7 завтра.
Ситуацию комментирует заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД Вадим Козюлин.
Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД «Мы видим, что Украина применила средства, можно сказать, террористические. Соответственно, у России некоторым образом оказались развязаны руки, так что Киев ударом по Крымскому мосту в какой-то степени выстрелил себе в ногу. Многие комментаторы, в том числе и на Западе, ожидали ответного удара из России, что сегодня мы и наблюдаем. Пришел понедельник, рабочее время, и Россия наносит удар по штаб-квартире ВСУ, как можно судить, ну и по каким-то другим стратегическим объектам. Мы видим по комментариям последних дней, что многие и военные корреспонденты, и просто комментаторы, эксперты настаивали, что следует ожидать решительных мер. В общем, в российском обществе в целом, мне кажется, сложилось впечатление, что российское военное командование недостаточно энергично, мобилизовано. Я думаю, что с приходом к командованию Сергея Суровикина именно в части более энергичных действий должна развиваться спецоперация. От сегодняшнего Совбеза мы должны ждать жестких заявлений, требований усилить военную кампанию, с тем чтобы освободить те территории, которые вошли в состав России совсем недавно, чтобы послать Киеву и его сторонникам в Европе, США сигнал, что Россия готова к переговорам, но с более жестких силовых позиций».
В результате попадания ракет были повреждены некоторые инфраструктурные объекты. В частности, в Житомире электричество пропало совсем, пришлось перейти на резервные источники питания. В ряде регионов электричество пропало частично. Во Львовской области и Харькове пострадали объекты энергетической инфраструктуры, в Харькове несколько районов также остались без водоснабжения.
По всей стране возникли проблемы с доступом в интернет. Украинские железные дороги сообщают о повреждении контактной сети на западе и возможной задержке поездов, госкомпания обещает задействовать тепловозы.
Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
— В том числе удары наносятся и по энергетической инфраструктуре. Перебои с электричеством, с водой большие проблемы. Это цель такая?
— Современные ракеты нашей дальней авиации — это ракеты типа Х-101, Х-555 — являются высокоточным оружием, которое до сих пор каких-то сбоев по точности применения, по крайней мере массовых, не допускало. Современные коммуникационные, вычислительные, системы управления, в том числе управления государством, вооруженными силами и не только, — все это завязано на средства связи, компьютерную технику, все это зависит от электроэнергии, и, обесточив, например, генеральный штаб противника, мы получим определенный бонус в военных действиях. Вероятно, этим можно объяснить поражение энергетической инфраструктуры. Об этом очень многие критики специальной военной операции, на нашей стороне критики, очень много говорили о том, почему мы не трогаем критическую инфраструктуру, ну, вот мы ее, видимо, решили «потрогать».
— С чем связан такой массированный удар сейчас, наверное, впервые с начала операции?
— Да, уже как минимум несколько месяцев не было такой интенсификации ракетных ударов, тем более авиацией и крылатыми ракетами. Самое первое, что приходит в голову, — это своеобразный ответ за Крымский мост.
— С нашим новым командующим это как-то связано или в большей степени косвенно?
— Интересная идея. Суровикин являлся главкомом Воздушно-космических сил России, а сегодня основную роль в этих ударах играют ВКС, возможно, это связано и с назначением Суровикина, это его такой «премьерный аккорд».
Взрывы прогремели в Киеве. Мэр города Виталий Кличко заявил о нескольких взрывах в центре украинской столицы, кроме того, он сообщил, что в городе есть попадания по объектам критической инфраструктуры. Сирены воздушной тревоги перед взрывами не сработали, есть погибшие и раненые. Как сообщили в МВД Украины, одна из ракет упала на улице, где находится офис СБУ. Недалеко от этого места находится и офис президента Украины Зеленского.
Сообщается, что взрывы повредили крышу и окна центрального вокзала в Киеве. Кроме того, в Сети есть кадры взрыва пешеходного моста в Киеве, более известного как «мост Кличко», однако он устоял.