Начал действовать запрет на въезд европейских грузовиков в Россию
Россия спустя полгода ответила на аналогичный запрет Европы. Кому теперь станет сложнее доставлять и отправлять грузы и какие обходные пути уже были найдены?
Читать на полной версииПерецепка и перегрузка. С понедельника в Россию запрещен въезд европейских грузовиков, что стало ответной реакцией на европейские санкции, введенные еще весной.
Звонок Business FM застал дальнобойщика Андрея в тот момент, когда он ехал из Турции. Раньше возил грузы в Европу. Сейчас наши машины туда въезжать не могут. Недавно, правда, вез в Евросоюз титан, но это было по квоте. По словам водителя, европейцы покупают российские товары через Турцию. В качестве примера собеседник приводит арматуру из полимерных материалов, которую раньше Чехия ввозила напрямую из России, а теперь приходится это делать через третью страну. Последний рейс у дальнобойщика занял примерно полтора месяца. Основная проблема — это задержки на границах. Ехал через Азербайджан, на границе пришлось провести три дня, погранпереход в Грузию занял столько же. И еще несколько дней ожидания на грузинско-турецкой границе:
«Я из Турции возвращаюсь — там проблем никаких нет. Единственное — забиты границы, каждую границу, если по-быстрому, то за два дня только можно пройти. Двое суток — это значит, ты по-быстрому прошел, а так четыре дня. У них же курортные города, и, чтобы не загружали дороги наши машины, они дозированно пропускают машины. Это мнение дальнобойщиков. Насколько это правда, я не знаю. Поэтому они удерживают и пускают в основном только по ночам машины».
С 10 октября в Россию запрещен въезд грузовиков из стран ЕС, Северной Ирландии, Британии и Украины. Это ответ на европейские санкции, по которым российским и белорусским фурам запретили пересекать европейскую границу еще в апреле. То есть ответила Россия лишь спустя полгода. И, с одной стороны, это, конечно, затронет интересы европейских перевозчиков, говорит директор по развитию FM Logistic в России Алексей Мисаилов:
Алексей Мисаилов директор по развитию FM Logistic в России «Рынок международных автомобильных перевозок все-таки был европейским рынком. Почему? Во-первых, дешевый доступ к финансам. Международные перевозки — это в основном работа в лизинге. Во-вторых, это поддержка государством автомобильной отрасли. Плюс географическое положение, которое позволяло многим европейским транспортным компаниям экономить на так называемых двусторонних или трехсторонних «дозволах». Когда осуществлялась внутриевропейская перевозка и в Европе уже делалась перецепка, в дальнейшем компания использовала меньше «дозволов», снижая себестоимость доставки на территорию РФ».
А с другой стороны, в законе множество исключений. По-прежнему из Европы можно напрямую ввозить лекарства и медпрепараты, музыкальные инструменты, несколько видов продовольствия, среди которых мясо, молоко, рыба, кондитерские изделия, ингредиенты, алкоголь. Правда, наше эмбарго от 2014 года никто не отменял, речь идет лишь о готовых продуктах. Кроме того, есть исключения для таможенных пунктов в Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, Карелии и Петербурге. То есть для всех основных переходов из Европы в Россию. В то же время европейские санкции действительно стали проблемой для наших перевозчиков, рассказывает руководитель центра развития транспорта и коммуникаций «Юником Запад» Николай Харитошкин:
Николай Харитошкин руководитель центра развития транспорта и коммуникаций «Юником Запад» «Большая часть парка подвижного состава простаивает у калининградских перевозчиков. Есть определенные затруднения с паромной линией: насколько это мне известно, запись на паром затруднена, очередь в Усть-Луге тоже огромная, количество паромов недостаточно для накатной техники. И, условно говоря, у нас есть ряд вопросов, как дальше в отрасли развиваться. Ответ никто не может дать. У перевозчиков остались одни вопросы. Такая ситуация сложная, непростая, но пытаемся выживать».
Наконец, закон не означает, что даже те товары, которые не попали в список исключений, не попадут в Россию. Иностранные перевозчики смогут довести грузы до границы с Россией. Дальше, после перецепки, на которую обычно требуется несколько часов, транспортировкой займутся наши компании. И по большому счету ничего особо нового не произойдет. Белоруссия, в отличие от России, сразу зеркально ответила на санкции ЕС. И европейские перевозчики, которые раньше транзитом через эту республику ехали к нам, уже привыкли и к перецепке, и к перегрузке. А кроме того, с 10 октября Белоруссия разрешила европейским логистическим компаниям передвигаться по своей территории. Чем они наверняка воспользуются. В общем, сценарий отработан.