«Главы регионов имеют право выражать свое мнение, однако даже в тяжелые моменты в оценках необходимо исключать эмоции», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Так он отреагировал на слова главы Чечни Рамзана Кадырова, который накануне заявил, что не знает, «что докладывает Минобороны Верховному главнокомандующему» и что нужно «принимать более кардинальные меры, вплоть до использования маломощного ядерного вооружения». «Рамзан Кадыров, как вы знаете, с самого начала специальной военной операции очень много сделал и внес очень большой вклад в проведение [кампании]. И продолжает вносить», — добавил при этом Песков. С критикой работы Генштаба Кадыров выступил после того, как Минобороны России сообщило об отводе войск из Лимана в Краматорском районе Донецкой области. В ведомстве пояснили, что войска отводятся из-за угрозы окружения «на более выгодные рубежи». Кадыров же заявил, что отвод войск связан с «армейским непотизмом». Критика в адрес армейского руководства в последнее время раздается из уст не только Кадырова. Что происходит?

Глава Чечни Рамзан Кадыров резко высказался в адрес отдельных генералов. Однако он далеко не одинок в том, что касается в целом критики армейского руководства, которая стала раздаваться из уст тех, кого называют провластными блогерами и пропагандистами. Такое смещение акцентов в освещении военных действий на Украине заметил даже вашингтонский Институт изучения войны, который посвятил этому специальный аналитический отчет (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс). Впрочем, все данные были взяты из российских открытых источников. Ни один из критиков последних дней не может быть даже отдаленно заподозрен в какой-либо оппозиционности. Посему ни одному из них, кажется, не грозит статья за дискредитацию российской армии, как если бы с подобными инвективами выступили какие-нибудь оппозиционеры-либералы.

Поначалу критические высказывания провластные пропагандисты позволяли себе лишь в отношении перегибов в проведении военкоматами частичной мобилизации, каковые власти стали оперативно — и притом показательно — исправлять после такой проведенной информационной подготовки. Однако после того как российская армия оставила ряд населенных пунктов в Харьковской области, а затем и Красный Лиман в Донецкой, наиболее ретивые блогеры и комментаторы вроде Стрелкова-Гиркина, словно по команде, перестали себя сдерживать вообще и стали требовать в своих телеграм-каналах ставить генералов к стенке или отправлять рядовыми на передовую. Некоторые конкретно обрушились даже на высшее армейское руководство. С резкой критикой, например, по части материально-технического снабжения армии, стали выступать даже самые статусные телевизионные информационные гуру. И трудно отделаться от мысли, что делают они это неспроста, а в порядке реагирования на определенные эманации, которые они все вдруг почти одновременно начали чувствовать в политической атмосфере.

Да и среди глав регионов Рамзан Кадыров не остался одинок в своем критицизме. Например, курский губернатор Роман Старовойт, которого цитирует государственное агентство ТАСС, посетив воинские части в регионе, обнаружил в некоторых из них отсутствие для мобилизованных кроватей, нехватку обмундирования и другие проблемы, о чем и откровенно сообщил в своем телеграм-канале : «Посетил все воинские части, где сейчас наши мобилизованные. Где-то нормально, а где-то просто ужас. Недоумеваю, как в таком состоянии может находиться действующая учебная часть Минобороны [РФ]. Руинированная столовая, разбитые и ржавые душевые, отсутствие кроватей, а те, которые есть, убитые, нехватка обмундирования, плац как после бомбежки», — написал в сердцах Роман Старовойт.

Между тем, посещая всего неделей ранее одну из воинских частей, где идет слаживание батальона для отправки на Украину, глава региона обошелся без столь резких выражений, как «просто ужас», а просто привез с собой большое количество термобелья и обещал в дальнейшем оказывать всю возможную помощь. В частности, он обещал кнопочные телефоны, обещал также заказать берцы, которых, стало быть, на месте не было, а также зимнюю форму, которой, вероятно, тоже не нашлось.

Наконец, с резким обращением к военному ведомству выступил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. Он призвал Минобороны «перестать врать»: «Все приграничные села Белгородской области практически разрушены. Мы это узнаем от кого угодно — от губернаторов и военкоров. Но сводки Минобороны не меняются», — заявил Картаполов в эфире канала «Соловьев Live». Добавив, что в России «народ не глупый и видит, что ему не хотят говорить даже часть правды. Это может привести к потере кредита доверия», — резюмировал он.

Можно ли на основе открывшегося вдруг на фоне военных действий ранее не присущего теперешним критикам плюрализма делать вывод о грядущих перестановках в руководстве Минобороны? Мол, дана отмашка и готовят общественное мнение. Возможно. Но и в этом случае речь, скорее, все же не о молниеносных и не самых радикальных переменах. Иначе они могут быть восприняты противником как разброд и шатание, если вслед за этим не воспоследуют значимые успехи на фронтах. А разброд и шатание, как и смена коней на переправе — не самые благоприятные события на фоне военных действий.

В политологии был многажды описан классический конфликт между военными и политиками во время войны. Когда последние, чувствуя себя вправе судить об эффективности военных действий, словно это футбол, хоккей или борьба с ковидом, выступают с критикой в духе «толкания под руку», не имея при том всей полноты картины. И требуя показательных военных успехов в угоду политической конъюнктуре. Кончались такие конфликты в истории очень и очень по-разному. В нашем случае все может пока закончиться тем, что сменят, скажем, официального спикера Минобороны Игоря Конашенкова. Хотя он точно ни в чем не виноват.