Минтранс предлагает повысить верхнюю планку тарифов. Согласно документу, на одних трассах планку могут поднять с нынешних 3 рублей до 5 рублей за километр, на других — до 8 рублей.

Решение о повышении планки еще не принято. Это пока предложение. Инициатива касается именно верхней планки. Ее устанавливает правительство, но сам тариф определят тот, кто инвестировал в строительство или реконструкцию платного участка трассы. Платных дорог, построенных за счет бюджета, в России нет. Любая платная трасса — это дорога, построенная или отремонтированная с привлечением частных инвестиций. Механизмы там разные: концессии, долгосрочные инвестиционные соглашения и так далее. В зависимости от механизма определяется то, как именно инвестор будет отбивать свои вложения.

У платных дорог в России разные владельцы, разные операторы, транспондеры для проезда по ним выдают тоже разные организации. Именно поэтому для безостановочного проезда, например по платному участку Киевского шоссе и по платному объезду Одинцова, нужны разные транспондеры. Таким образом, простого ответа на вопрос, кому мы платим за проезд по этим трассам, нет. Хотя в новостях о тех или иных сделках и контрактах вокруг обслуживания, строительства и администрирования платных трасс нередко назывались структуры, так или иначе аффилированные с семьей Ротенбергов. Но кто бы ни зарабатывал на платных дорогах, задача именно заработать, отмечает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Даже если правительство поднимет максимальную планку, это не значит, что тариф на том или ином отрезке автоматически вырастет:

Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Расчет здесь вот какой: если у меня тариф — 0, трафик максимальный, скажем, 100 тысяч в сутки, если тариф у меня очень большой, например 100 рублей, то доход опять нулевой. Большой тариф умножается на нулевой трафик. Между двумя этими нулями такая дуга, как в школьной алгебре, такая парабола, и надо найти такую точку, где доход максимальный. Этот расчет выполняется на нормальной социально-экономической информации по регионам. Мы смотрим, какие доходы у людей, смотрим, какая часть населения, какая часть автовладельцев потерпит тот или иной тариф. Мы получаем на этой дуге точку максимального дохода».

Собственно, такими расчетами в том числе и занимается институт Блинкина. Однако эксперт говорит: расчеты показывают, что на некоторых трассах эта точка уже вышла за границы действующей максимальной планки в 3 рубля. То есть где-то тарифы поднимут. Но что говорят те, кто за это уже платит? Слово исполнительному директору Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольге Федоткиной:

Ольга Федоткина исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики «Не так давно глава «Автодора» заявлял, что уже сейчас трафик грузовых автомобилей на М-11 упал на 40%, это связано именно с большими затратами. Выгоднее ехать по М-10 при условии, что там тоже осуществляем платеж под названием «Платон». Мы считаем, что на текущий момент это неподходящий период для повышения платы проезда по платным дорогам».

С тем, что для повышения тарифов выбран не тот момент, согласен и учредитель транспортно-логистической компании VIG Trans Игорь Ребельский:

Игорь Ребельский учредитель транспортно-логистической компании VIG Trans «Это больше повлияет либо на грузовладельцев, потому что они будут маневрировать своей маржинальностью, либо на конечных потребителей в разных сегментах бизнеса, поскольку все удорожания перекладываются на конечного потребителя, соответственно, себестоимость их продукции будет расти».

А если за все платит конечный потребитель, то, уже переплатив за перевозку продуктов, одежды, запчастей, бензина и вообще всего, возникает вопрос: останутся ли у него лишние деньги для того, чтобы объехать получасовую пробку по платной дороге?

И немного формальностей. Тариф с 3 до 5 рублей за километр могут поднять на Киевском и Минском шоссе и трассе М-4 «Дон», потому что эти дороги ремонтировались. А на ЦКАД и М-12 предельный тариф предложено увеличить до 8 рублей, потому что эти трассы строились с нуля.