Договоры о вхождении в состав России новых территорий подписаны. Международная реакция уже последовала
Перед подписанием бумаг в Кремле с программной речью выступил президент Владимир Путин, а после высказались главы Украины и США, а также генсек НАТО. Все сказанное с самых высоких трибун для Business FM проанализировали политологи Георгий Бовт и Андрей Кортунов
Читать на полной версииВ своей часовой речи президент России Владимир Путин активно критиковал Запад, причем и в исторической перспективе. Но также он говорил и о важности принятых решений по ЛНР, ДНР и Запорожской и Херсонской областям. Какие сигналы кому были даны словами и действиями? И можно ли из обращения президента делать какие-то прогнозы по тому, как дальше будет развиваться СВО?
Мнение гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова:
Западу же был в очередной раз послан предельно ясный идеологический месседж. Продолжает политолог Георгий Бовт:
По словам политолога, в этом же ключе стоит рассматривать и прямые обвинения Путина, высказанные в адрес Запада по поводу диверсий на «Северных потоках». В Европе и США прямо на официальном уровне Москву в подрывах газопровода никто не обвинял — в СМИ это обсуждается на уровне версий. Впрочем, кроме версии о причастности России, другие и не обсуждаются. Путин же высказался прямо: «Виноваты англосаксы, потому что им это выгодно». Реакция последовала. Госсекретарь США Энтони Блинкен обвинения в адрес Запада категорически отверг.
Продолжая тему реакции. Практически сразу после окончания выступления Владимира Путина новости стали приходить из Киева. На заседании СНБО решили подписать заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке. Правда, генсек НАТО Йенс Столтенберг, выступавший чуть позже, заявил, что сейчас Украину в альянс принять не могут. Он же добавил, что НАТО осуждает присоединение четырех регионов к России, но альянс не является стороной конфликта. Заявления и от Киева, и от Столтенберга ожидаемые, отмечает Андрей Кортунов:
— НАТО и США по-прежнему не хотели бы превращаться в непосредственного участника конфликта, поскольку такое участие практически неизбежно означало бы эскалацию этого конфликта с переходом на ядерный уровень. Возможно, будут приняты какие-то решения о дополнительной военной помощи Киеву. Неизбежно введение нового санкционного пакета.
— Минфин США уже заявил, что будет вводить санкции за поддержку России.
— Да, но при этом о вступлении Украины в НАТО, а тем более в таком экстренном порядке речи сегодня не идет. Я думаю, на Западе рассчитывают, что Украина сможет добиться если не всех своих целей, то, по крайней мере, многих из поставленных целей непосредственно на поле боя при условии, что западная военная поддержка Киеву сохранится, а может быть, даже и расширится.
По мнению же Георгия Бовта, де-юре Украина в НАТО, или де-факто, или вообще вне альянса, на поле боя при пессимистическом сценарии это может и не иметь значения:
Впрочем, по заявлениям Йенса Столтенберга, США не видят действий со стороны РФ, которые говорили бы о подготовке к использованию ядерного оружия. Президент США Джо Байден пообещал поддерживать попытки Украины восстановить контроль над утраченными территориями, в том числе помогать Киеву поставками оружия и техники. А еще Байден заявил, что Америка будет агитировать международное сообщество к осуждению присоединения ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей к России и привлечению Москвы к ответственности.
Вашингтон действительно может начать активную работу против Москвы на дипломатическом направлении, считает Андрей Кортунов:
По мнению Георгия Бовта, не менее активная работа будет вестись и с российскими ближайшими соседями, такими как Казахстан, Узбекистан, и другими странами ОДКБ.
Резюмируя, стороны обменялись жесткими заявлениями. Одна из самых резких цитат — это высказывание президента Украины о том, что Киев не будет проводить с Россией никаких переговоров, пока президентом является Владимир Путин. Комментирует Георгий Бовт:
Слова сказаны. Впереди — санкции и пристальное наблюдение за развитием ситуации на поле боя. На практике все зависит и от того, что будет происходить именно там.