На российско-грузинской границе ввели ограничительные меры, но люди готовы идти до конца
Число желающих пересечь границу с Грузией через КПП «Верхний Ларс» резко сократилось после введения ограничительных мер, заявил глава в Северной Осетии Сергей Меняйло. Но, как говорят люди, стоящие в пробках, уже приехавшие разворачиваться пока не спешат
Читать на полной версииПо словам главы Северной Осетии Сергея Меняйло, после введения в республике режима повышенной готовности приток желающих пересечь границу резко сократился. Местные власти ввели ограничения на въезд для легкового транспорта.
На практике нелегко было добраться до КПП «Верхний Ларс» и в начале недели, рассказал Business FM человек, недавно перешедший границу пешком:
«Мы выехали в воскресенье в 23:30, это был рейсовый автобус Москва — Тбилиси. Мы прекрасно понимали, что не доедем напрямую, как указано в билете, и не будем во вторник в 5:30 в столице Грузии. До Ростовской области мы доехали нормально, уже ближе к Владикавказу было очень много пунктов ГАИ, нас каждый раз останавливали, говорили, что мы не проедем. Но благодаря водителю, который на этом маршруте работает не в первый раз, он каким-то образом их объезжал. Потом в очереди, когда стояли на «Верхнем Ларсе», спрашивал у людей, как они добрались. Многие на машинах, они платили до 200 тысяч рублей. Чтобы проехать один КПП, там 20 километров, они платили от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, а этих КПП — пять штук. Мы часа в четыре ночи уже были во Владикавказе, потом доехали кое-как до «Верхнего Ларса» — там сами местные не давали проехать машинам, они перекрывали дорогу, создавая пробки, и еще потом требовали очень много денег за то, чтобы трансфером какими-то шальными путями доставить до «Верхнего Ларса».
В начале пробки собеседник радиостанции был 27 сентября в семь утра. А дальше — 15 километров пешком, и всего за восемь часов он проскочил КПП. По дороге видел многое: конфликты, горы мусора, как люди стирают одежду в реке. Еще одна собеседница Business FM Мария, прошедшая границу, оказалась там чуть позже. Пробка — длиннее, конфликты — жестче, машин с пустыми баками — больше, как и тех, у кого не осталось ни еды, ни воды. На неделю запасов в машину не положишь, особенно если не предполагаешь, что стоять придется неделю. Спасают осетинские волонтеры: хлеб, вода, средства личной гигиены и прочая помощь. Но местные же во многом и были причиной этой жуткой пробки, указывает собеседница. Как только с дороги убрали бомбил, которые меняли номера и при поддержке местной полиции организовывали объезд пробки, тем самым усугубляя ее, на подъездах к КПП стало гораздо спокойнее. Но нервы сдают, и некоторые реально начали продавать свои автомобили, рассказывает Мария:
«Кто-то продает, кто-то просто оставляет, кто-то по доверенности оставляет, чтобы ее забрали. Здесь открыли бизнес по любым вопросам. Можно продать машину, купить велосипед. Многие бросают машину, потому что в какой-то момент начали муссировать тему экстренного закрытия границ, у людей началась паника. Многие бросают машину, чтобы пройти границу пешком, потому что это самый быстрый способ пересечь границу на данный момент».
Исходя из новостей, которые поступают с российско-казахстанской границы, там происходит то же самое. С небольшим временным лагом. И контрмеры типа введения режима повышенной готовности или обещаний установить у КПП мобильные военкоматы — все это есть и там. Так что картина не сильно отличается. Но, несмотря ни на что, люди не то что не разворачиваются, они продолжают прибывать, отмечает журналист информационно-новостного ресурса «Пункт-А» в Астрахани Марианна Давтян: «К сожалению, пока не видно никакого просвета. Я была на границе буквально пару часов, а за эти пару часов появились еще сотни машин. Что будет дальше, остается только ждать, верить и надеяться».
А вот на финской границе — тишина. Даже в последний день, когда Финляндия пускала россиян с «шенгеном». Рассказ слушательницы Business FM, прошедшей границу накануне:
«Мы выехали в районе половины восьмого утра из Санкт-Петербурга, предварительно посмотрели, какая из границ быстрее проходит. Пару дней назад «Светогорск» быстрее проходил, но в итоге оказалось, в чатах было написано, что «Торфяновка» едет быстрее всего. Мы поехали по этому маршруту. Вскоре пришла информация, что рядом с этим пунктом разворачивают военкомат. В итоге мы ехали по дороге, которая была абсолютно пустая. Дорога до границы заняла около двух часов. На границе перед нами было всего три машины».
В обратном направлении, в Россию, граница останется открытой.