Гуманитарной катастрофы в «Верхнем Ларсе» пока нет, но ситуация непростая
На российско-грузинской границе в пробке остаются тысячи автомобилей. Business FM поговорила с очевидцами о ситуации на КПП «Верхний Ларс» и на границе с Казахстаном
Читать на полной версииОбновлено в 15:00
Тысячи россиян все еще стоят в очереди к погранпереходу в Грузию на КПП «Верхний Ларс». Число легковых авто в очереди на российско-грузинской границе снизилось до 3 тысяч. Кроме того, на «Верхнем Ларсе» остаются 320 фур, сообщает «Интерфакс».
Очевидцы сообщают, что очередь растянулась на 17 километров, многие провели там почти неделю.
Вот что Business FM рассказала Мария Баранова, которая недавно прошла российский пропускной пункт и сейчас находится на нейтральной территории.
— День ото дня ситуация менялась стремительно, вчера сделали зачистку, задержали инспекторов, таксистов, было очень много бомбил, которые значительно портили обстановку на дороге. Ребята-бомбилы, которые были связаны с местными гаишниками, брали деньги за проезд с места пробки. Позавчера ночью, вечером была очень накаленная обстановка в очереди из-за этого, все стояли в несколько рядов. Встречка стояла, и на встречке прямо лоб в лоб стояли, аварии были, скорые ездили, хаос был. Вчера утром мы заметили, что все это прекратилось, стало спокойнее. Гуманитарная катастрофа — это не совсем то, но люди здесь стоят и по четыре дня, по пять, кто-то неделю стоял, те, кто на автомобиле. Нет возможности набрать продуктов и средств первой необходимости в автомобиль, в какой-то момент все заканчивается. На протяжении всей дороги есть всего три пункта, где можно что-то купить, два пункта, где можно сходить в туалет. Поэтому проблемы большие, но очень оперативно и хорошо работают [скорая] помощь, волонтеры, гуманитарная помощь, где-то стоят автомобили, прямо грузовик с открытыми дверьми, хлеб раздают, детское питание, средства гигиены, ездят ребята с тележками, ходят, раздают еду, воду. Просто стучатся иногда и спрашивают: нужно вам что-нибудь? Но этого не хватает. Бензин закупают практически все в какой-то период в пробке, потому что не хватает, мы тоже экономим. Мы покупали с рук, и все покупают с рук.
— Многие говорят, что бросают машины, а что с этими машинами происходит?
— Кто-то продает, кто-то просто оставляет, кто-то по доверенности оставляет, чтобы ее забрали. Открыли бизнес по любым вопросам, можно продать машину, купить велосипед, многие бросают машину, потому что в какой-то момент начали муссировать тему закрытия границ экстренно, у людей началась паника. Многие бросают машину, чтобы пройти границу пешком, потому что это самый быстрый способ пересечь границу на данный момент.
При этом очевидцы говорят, что, несмотря на возможность в некоторых местах развернуться и поехать обратно, так почти никто не поступает, большинство настроены стоять столько, сколько будет необходимо.
Информацию о том, что мужчин, которые должны получить повестку, разворачивают на границе, на момент публикации материала подтвердить не удалось, но несколько мобильных призывных пунктов в районе очереди действительно есть.
С 28 сентября из-за ситуации в «Верхнем Ларсе» в нескольких районах Северной Осетии действует режим повышенной готовности. В том числе власти республики ограничили въезд для легковых машин. Пускают только автомобили, зарегистрированные в Северной Осетии, Южной Осетии и Грузии. У туристов, которые запланировали отдых в регионе, не возникнет проблем, рассказывает журналист из Северной Осетии Заур Фарниев:
Заур Фарниев журналист из Северной Осетии «У туристов, которые запланировали поездку в саму Северную Осетию, проблем нет, потому что, если человек пытается въехать в республику в санаторий или у него забронированные номера на базах отдыха, с этим нет никаких проблем. Дело в том, что на административной границе с Кабардино-Балкарией, главный заезд в республику, не пускают только людей, у которых нет путевок, брони. Что удивительно, буквально вчера около трех часов ночи я сам пересекал эту административную границу, там не было ни одной машины. То есть не то что пробок, там вообще машин не было — говорит о том, что люди или проехали все, кто хотел, те, кто едет на «Ларс», либо развернулись и уехали, потому что в Осетию можно попасть не только по дороге, можно приехать на поезде, прилететь на самолете».
В Минприроды Северной Осетии сообщили, что в районе КПП на российско-грузинской границе собрали почти 12 тонн мусора за шесть часов.
Москвичу Александру удалось добраться до Грузии во вторник, 27 сентября. Он рассказал Business FM о том, где и как живут уехавшие россияне:
«Мы доехали где-то в семь утра во вторник до «Верхнего Ларса», потом пошли пешком, где-то 15 километров до КПП, тогда как раз первые полноценные сутки работал пешеходный переход. Там все было более или менее хорошо, очередь была не такая большая, мы ее прошли часов за восемь. Мне повезло в том плане, что я приехал на следующий день, как открыли, то есть в середине дня, пешеходную границу. Потому что многие водители, которые стояли там по четверо суток, еще не готовы были бросать свои машины, чтобы идти пешком. То есть там исключительно были те люди, которые шли пешком с самой границы. Люди стирают вещи в воде, зона около дороги просто вся в мусоре, я не знаю, где люди справляют нужду, там узкая дорога: с одной стороны огромная гора, с другой стороны — горная речка, которая идет на протяжении всего пути пограничного пункта».
В другой части страны в Астраханской области, на другой границе с Казахстаном, похожая ситуация: очереди, введенный властями режим повышенной готовности. В расположенном там автомобильном пограничном КПП «Караузек» побывала журналист информационно-новостного ресурса «Пункт-А» в Астрахани Марианна Давтян:
— Мириады машин, беспросветная очередь, хаос — на данный момент это те реалии, с которыми я столкнулась на астраханской границе. Люди терпеливо ждут очередь, но она намертво встала. К подъезду КПП предприимчивые люди организовали бизнес, продают абсолютно все: места, причем по разным ценовым категориям, канистры бензина, воду, пирожки, все те, кто стоит по два-три-четыре дня, а такие там до сих пор есть, не отказываются от еды. Еда тоже стоит по-разному, там организован ресторан под открытым небом, где продают узбекский плов и салаты, стоит 500 рублей, 300, и люди соглашаются, потому что многие едут с детьми. Еды не хватает. Пробка на протяжении 17 километров, и она не движется уже несколько дней. Мы общались с людьми, которые говорили о том, что за два дня они продвинулись всего на несколько километров.
— Вы знаете истории, когда разворачивали кого-то на границе?
— Молодой человек, с которым мы пообщались, находился пару дней на границе, но его развернули, потому что у сотрудников пункта пропуска имеется база тех, кто подпадает под мобилизацию, и тех, у кого уже есть повестка. Молодой человек вынужден был разворачиваться, но это тоже нелегко, потому что нужно из этой очереди как-то выбираться, чтобы даже развернуться, уехать обратно. Были случаи драк, по словам уже местных «автожителей», потому что особо ушлые пытаются, особенно по ночам, пробиться вперед очереди, и возникают конфликты. Но решать вопросы кулаками в этом месте не вариант, потому что, случись чего, скорая просто не сможет добраться.
По словам корреспондента, в очереди есть предприимчивые люди, которые предлагают места в первых рядах за 40 тысяч, 60 тысяч, 100 тысяч и даже 200 тысяч рублей. Судя по наблюдениям журналиста, в очереди в Астраханской области на границе с Казахстаном стоят машины с номерами Москвы, Краснодара, Татарстана, Ингушетии, Дагестана. Есть автомобили из Крыма.