Как выглядит частичная мобилизация в военкомате?
Мобилизация в столице проходит без особой социальной напряженности, заявил заместитель военного комиссара Москвы Максим Локтев. По его словам, многие москвичи приходят добровольцами. А что говорят родственники тех, кого мобилизовали?
Читать на полной версииС понедельника, 26 сентября, в столице открылись временные мобилизационные центры. Один из них — в Музее Москвы. Туда приходят призванные из трех районов: Замоскворецкого, Красносельского и Хамовников. В 11 утра во вторник было ощущение, что работников военкомата больше, чем призванных. А призванные были не очень словоохотливы. По виду пришедшим в районе 30-35 лет. Некоторые молодые люди были с вещами. Один мужчина рассказал мне коротко, что он доброволец, не так давно получил российское гражданство, теперь хочет защищать родину.
Представитель военкомата провел экскурсию для журналистов. В фойе в зоне ожидания показывают советские фильмы. Работники военкоматов обрабатывают документы, есть сотрудники соцзащиты, психолог, представители Промсвязьбанка, которые на месте оформляют банковские карты и договоры. Пять кабинетов врачей: хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и невролог. Во дворе музея — два синих автобуса «Мосгортранса» для отправки призванных на обучение.
Дальше я поехала в савеловский военкомат, тот самый, где на прошлой неделе имела место громкая история с айтишником из «Сбера». Во вторник там была усиленная охрана. Лично у меня полицейские для проверки сфотографировали паспорт и пресс-карту. При мне от военкомата отъезжал небольшой белый автобус с шестью мужчинами. По словам их друзей, им прислали повестки в пятницу и в субботу. Все прошедшие воинскую службу. Средний возраст — около 30 лет. Но были исключения. Например, 38-летний москвич Андрей. Люди его возраста, по идее, призываются во вторую очередь. Он получил повестку дома в воскресенье. Повестку принесли младший сержант и двое гражданских. В тот же день он явился в военкомат:
— Здесь прошел медкомиссию на пятом этаже. Все быстро проходил, дали повестку. В ней написано: явка 27.09 на отправку. Я служил — рядовой, стрелок, 38 лет. Медкомиссия мгновенная, там открывают — смотрят, как ты обращался в поликлинику, какие-то жалобы были. Если никаких жалоб нет, то спрашивают о здоровье, если вы говорите, что у вас все хорошо, — вперед.
— Уже понятно, в какую учебную часть увезут?
— Нет, еще не знаю. Настроение так себе, еще пока не понял.
— Коллеги, начальство в курсе?
— Сделали полный расчет в этот же день, все хорошо. Сказали, что когда явишься, то позвонишь нам, что все окей, и выходишь завтра на работу.
— А сфера какая?
— Продажа электрооборудования.
— А семья у вас?
— Двое детей, один ребенок — инвалид-колясочник.
— Это не было никаким поводом для отсрочки от мобилизации?
— Нет. Если бы только жены не было, то тогда да.
Были около военкомата и женщины, пришедшие с сыном или мужем. Рассказ москвички Кристины: ее супругу 48 лет, он служил в Армении, рядовой, в графе «воинско-учетная специальность» — прочерк, последние 30 лет живет в России. Повестку в субботу принесли сотрудники ЖЭКа. На следующий день он пришел в военкомат:
— Он пришел, медосмотра не было, все на словах. В воскресенье он пришел домой — и его тут же на скорой в реанимацию. Сейчас он в больнице, справку не дают, говорят: «Выпишут — потом дадим», что делать, я не знаю. А сегодня он должен был уже прийти.
— То есть ему 25 сентября выписали предписание на 27-е?
— Да. Я не знаю, что делать. Я звоню в военкомат, говорю: «На каком основании, если первая волна идет сейчас до 35 лет?» Ему 48, он рядовой, это раз, во-вторых, я еще раз повторяю, у него нет никакой специальности.
— Что сказали на работе?
— Он индивидуальный предприниматель. Вот я сейчас стою, хотела попасть, даже заявить, что он в больнице. Сейчас мне сказали: «Нет, записывайтесь в военкомат и лично приходите».
— Записываться по телефону как жене получается?
— Да.
Истории с повестками людям, которые, по идее, не должны были их получить, исходя из разных факторов, в Москве все еще имеют место. Но часто они разрешаются. Например, по данным Business FM, повестку получил 49-летний известный спортивный тренер, рядовой спортроты. Работает не в Москве, повестку настойчиво приносили домой полицейские. Но когда тот вернулся в столицу и сходил в военкомат, там проверили его документы и отпустили.