Суд приговорил к срокам от шести до 7,5 года заключения троих фигурантов дела о хищении у НПО Лавочкина
Они были признаны виновными в хищении 330 млн рублей при оказании юридической помощи организации. Защита не согласна с приговором, который адвокаты назвали «верхом кощунства со стороны судебной». Они намерены его обжаловать
Читать на полной версииХимкинский городской суд Подмосковья приговорил к реальным срокам в колонии общего режима троих фигурантов дела о хищении 330 млн рублей у НПО имени Лавочкина — дочерней компании госкорпорации «Роскосмос». Оно, по мнению следствия, имело место при оказании юридических услуг. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
Гендиректор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский был осужден на 7,5 года лишения свободы со штрафом в 400 тысяч рублей, его советник по правовым вопросам Екатерина Аверьянова получила шесть лет заключения со штрафом в 300 тысяч, а заведующему адвокатской конторой «Третьяков и партнеры» Игорю Третьякову суд назначил семь лет колонии со штрафом в 500 тысяч рублей.
Все они были признаны виновными в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом суд исключил из формулировки обвинения квалифицирующий признак о совершении подсудимыми хищения «с использованием своего служебного положения». После оглашения приговора суд постановил взять фигурантов под стражу в зале суда.
Заявленный в рамках дела иск госкорпорации «Роскосмос» совместно с прокуратурой на сумму 330 млн рублей был оставлен без рассмотрения, суд оставил потерпевшему право обратиться с ним в порядке гражданского судопроизводства.
По версии следствия, руководство НПО Лавочкина, которое входит в структуру «Роскосмоса», в 2016-2017 годах заключило 23 фиктивных договора с заведующим филиала Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы — адвокатской конторой «Третьяков и партнеры» — Игорем Третьяковым на оказание юридических услуг на суммы от 150 тысяч до 490 тысяч рублей. В этом не было необходимости, поскольку в действительности все работы выполнялись штатными сотрудниками юридического отдела НПО. При этом соглашения на оказание юридической помощи с Игорем Третьяковым были подписаны без конкурентной основы, «что фактически являлось нарушением процедуры закупки». Таким образом, посчитало следствие, адвокату необоснованно перечислили 332 млн 526 тысяч рублей.
В конце июля 2018 года фигурантов арестовали. После нескольких месяцев пребывания в СИЗО Аверьянова в декабре 2018 года была освобождена под домашний арест, а в июле того же года — под запрет определенных действий. Это произошло после того, как она заключила со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Однако оно было расторгнуто прокуратурой, так как фактически фигурантка не признавала вину. А 22 апреля 2020 года Мосгорсуд перевел под домашний арест Лемешевского и Третьякова.
Первоначально дело оказалось в суде в 2019 году. Однако в декабре 2019 года вместо вынесения приговора суд вернул его на доследование. Второй раз дело оказалось в суде уже в октябре 2020 года. Однако в апреле 2021 года другой судья принял аналогичное решение. Его впоследствии отменил Мособлсуд, направив дело в Химкинский городской суд на новое рассмотрение. Третий по счету процесс длился с июля 2021 года.
Обвинение сочло вину фигурантов доказанной. Прокурор Елена Колоскова требовала приговорить Лемешевского, Третьякова и Аверьянову к восьми, семи с половиной и семи годам лишения свободы в колонии общего режима соответственно со штрафом в размере 900 тысяч рублей каждому.
В свою очередь защита сочла обвинение недоказанным. Адвокаты просили всех подсудимых оправдать «за отсутствием в их действиях состава преступления». Оглашение приговора первоначально было запланировано на 23 августа, но затем восемь раз переносилось.
Предвидя обвинительный исход дела, все фигуранты приехали 3 октября в суд с вещами. «Мы все же надеялись на благополучный исход, но нас не покидала мысль, что просто так никого не отпустят», — признался Business FM после окончания процесса защищавший Екатерину Аверьянову Алексей Коврижкин.
Его подзащитная на следствии в 2018-2019 годах сообщила, что Лемешевский и Третьяков ранее были знакомы и исключительно по указанию директора с этим адвокатом были оформлены 23 договора и выплачены дополнительные гонорары. Тогда обвиняемая заявила: она понимала, что своими действиями нарушает установленный регламент закупочной деятельности, но неисполнение указаний директора могло привести к ее увольнению. В суде Аверьянова не подтвердила эти показания, заявив, что следствие исказило ее слова.
Алексей Коврижкин отмечает: никого из подсудимых не обвиняли в завышении стоимости юридических услуг, ранее это признал арбитражный суд. Он же пришел к выводу, что все работы были выполнены в полном объеме. «Обвинение строилось лишь на том, что была нарушена процедура подписания и согласования договоров с Игорем Третьяковым», — сказал Коврижкин. Он убежден: необходимость в привлечении к работе стороннего юриста была. По мнению защитника, квалификации сотрудников НПО имени Лавочкина не хватило бы на то, чтобы «отбить» иски на 5,7 млрд рублей, которые были предъявлены к объединению «Роскосмосом» и касались якобы сорванных госконтрактов. Адвокат же Игорь Третьяков смог добиться того, что иски на 90% отклонили, он сохранил для своего клиента 5,4 млрд рублей. «В ходе допроса свидетелей стало понятно, что квалификации работников НПО было недостаточно, чтобы выиграть хоть один процесс по таким суммам», — считает Коврижкин.
В свою очередь адвокат адвоката Лемешевского Станислав Шостак настаивает, что в деле не было и нарушения тендерной процедуры. «Адвокату Игорю Третьякову как единственному поставщику юруслуг вообще не нужно было участвовать ни в каких тендерах, что указано и в положении о закупках «Роскосмоса», — заявил он.
Приговор адвокаты подсудимых назвали «жестоким» и «верхом кощунства со стороны судебной системы». Они намерены обжаловать его в Мособлсуде. Так или иначе, даже если он устоит в апелляции, сразу же после его вступления в силу все фигуранты уже могут претендовать на условно-досрочное освобождение как отсидевшие более половины сроков. С учетом времени, которое они провели под стражей и под домашним арестом, каждый из них отбыл уже порядка пяти лет.
При этом защита Екатерины Аверьяновой планирует обжаловать ее приговор и в связи с тем, что судья Оксана Кульбака не зачла в назначенный подсудимой срок два года, которые та провела под запретом определенных действий.
Это не первое дело такого рода. Ранее, 22 августа, Мещанский суд Москвы вынес оправдательный приговор по делу о хищении более 1,1 млрд рублей, которое, по мнению следствия, имело место при оказании юридической помощи Росавиации. Тогда суд счел, что в действиях председателя коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева и двух других бывших коллег, Владимира Мнишко и Вадима Евкина, отсутствовал состав преступления.
Другим исходом закончилось дело для бывшего заместителя директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимира Александрова. Гагаринский суд Москвы 8 июля 2022 года приговорил его к семи годам колонии, а трое других фигурантов получили от шести до 6,5 года заключения за завышение адвокатами расценок при заключении договоров об оказании юридической помощи авиаперевозчику. Оба эти приговора в силу не вступили, они обжалованы осужденными.