В Иране десять дней продолжаются протесты. Чем они могут закончиться?
Пока цифры протеста таковы: несколько десятков погибших, более 700 задержанных, акции проходят почти во всех провинциях страны. Иран обвиняет США в подогреве ситуации, Илон Маск обещает иранцам спутниковый интернет взамен отключенного властями. Смогут ли власти Ирана положить конец беспорядкам?
Читать на полной версииПоводом для протестов стала стала смерть в полицейском участке при сомнительных обстоятельствах 22-летней Махсы Амини, которая приехала в столицу страны и была задержана за неправильное ношение хиджаба. За все это время в Иране были арестованы сотни протестующих.
Данные разнятся, но все источники говорят о — как минимум — 700 задержанных. Государственное телевидение Ирана в субботу вечером назвало число погибших в ходе беспорядков — 41 человек. При этом активисты настаивают, что число погибших может быть больше — 54 человека.
Насколько серьезным для режима может стать этот протест?
Ультраконсервативный президент Ирана Эбрахим Раиси пообещал действовать «решительно» против демонстрантов, которых власти называют не иначе как «бунтовщиками» или «контрреволюционерами». Со своей стороны глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян возложил ответственность за происходящее на США и предупредил, что действия США не улучшают условия заключения ядерной сделки. Тем временем государственные СМИ Ирана пишут о том, что протестующие нападают на полицию и на женщин, которые продолжают носить хиджаб, о том, что они поджигают «общественную собственность», и называют пострадавших сотрудников полиции «мучениками». При этом телевидение показывало тысячи протестующих против протестов, которые вышли на улицы Тегерана с портретами аятоллы Хаменеи. И именно Хаменеи может оказаться тем, кто сумеет обуздать эти протесты, — как он уже неоднократно это делал в прошлые годы, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Малашенко:
Все последние дни на видео в соцсетях демонстрировалось, как иранские женщины сжигают свои хиджабы и обстригают свои волосы в качестве протеста против ужесточившегося в последнее время исламского дресс-кода. Возможно отчасти поэтому, начиная с четверга иранские власти резко ограничили доступ к интернету и соцсетям. Со своей стороны Соединенные Штаты объявили о снятии некоторых санкций с Ирана, с целью позволить технологическим компаниям услуги, с помощью которых иранцы могут получить доступ к интернету. Ранее Илон Маск заявил, что его аэрокосмическая компания SpaceX будет добиваться от администрации США снятия части санкций против Тегерана, чтобы предложить услуги подключения к интернету в Иране через свою спутниковую группировку Starlink. Во многом это, во всяком случае сиюминутно, похоже на рекламный ход Маска. Так как непонятно, как иранцы могут воспользоваться этим предложением, считает IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:
Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «Скорее всего, поскольку Иран находится уже много лет под блокирующими санкциями, в страну нельзя поставлять оборудование для спутниковой связи. Работа систем для спутникового интернета практически невозможна, потому что для того, чтобы использовать спутниковый интернет типа Starlink, нужен комплект оборудования. Я думаю, что, во-первых, это мощный пиар-ход, а во-вторых, это рынок — рынок интересный. Не вполне понятно, как ввозить это оборудование мимо иранского правительства. Проблема же санкций односторонняя всегда, то есть, есть ограничения местные и ограничения внешние, и, чтоб все заработало, нужно снять и те, и другие. Маск попытается сейчас снять хотя бы внешние [ограничения]».
При этом не стоит думать, что все протестующие обязательно выступают с неких стандартных как принято говорить «либеральных» позиций. В ходе выступлений звучат призывы к восстановлению в стране монархии. Реформистская партия «Народный союз исламского Ирана» призвала государство отменить требование о ношении головного платка и освободить арестованных. Как сообщило информационное агентство borna.news, глава парламентского комитета по национальной безопасности и внешней политике заявил, что МВД должно выяснить все материалы дела, особенно медицинское дело покойной Махсы Амини, а затем объявить результаты.