Иногда они возвращаются: московскому предпринимателю удалось вернуть заблокированные американским банком средства
Business FM продолжает историю московского предпринимателя, который полгода добивался возврата американским банком заблокированных средств. И у него это получилось. Правда, деньги в юанях ему вернули по старому курсу
Читать на полной версииДеньги вернулись, но дело в курсе валюты. Сегодня в рубрике «Бизнес говорит» история московского предпринимателя. Он в том числе импортирует микроэлектронику из Китая. Весной средства за товар заблокировали, на днях вернули, но за эти месяцы курс сильно изменился.
Максим Сухомлинов — московский бизнесмен, совладелец компании «Жаворонок ХХI век». Она занимается производством электронного оборудования для автомобилей. Предприятию больше 20 лет, обслуживались в крупном российском банке. Проблемы начались еще до того, как ввели санкции. Компания закупила в Китае микроэлементы, сумма платежа была в долларах. Как, по словам бизнесмена, сказали в банке, трансакция не прошла. Решили платить в юанях. И это тоже не удалось. Пытались вернуть. Выяснилось, что деньги застряли в американском банке-посреднике. Причем, как рассказывает предприниматель, даже название банка ему не сразу раскрыли. В итоге он все-таки его узнал, говорит Максим Сухомлинов:
— Раскрыли — это был Union Bank американский, он оказался посредником при перечислении денег. И мы сами переписывались.
— А то, что касается самой деловой активности: больше или меньше сделок стало у вас, у ваших партнеров, которые с Китаем тоже работают?
— Мы старались работать с российскими поставщиками. Мы крайне редко что-то покупали. Покупали именно дефицитные какие-то вещи, которые очень дорогие, и так далее. Сейчас количество наших прямых покупок, у нас их было прямо по пальцам пересчитать, возросло, можно сказать, сильно — в два-три раза. Но это не значит, что мы миллион позиций покупали — и стало 3 млн. Нет, стало 20, 30, 40 позиций, мы стали покупать напрямую. И у партнеров приблизительно все то же самое, потому что если купить что-то невозможно здесь, но есть потребности, ну, что, сидеть просто так и ждать? Нет, конечно, все роют, ищут, копают.
Для небольшого предприятия тогда не вернулась приличная сумма — больше 90 тысяч в китайской валюте. Сейчас — около 750 тысяч рублей. Но это по нынешнему курсу. Весной, когда курс был совсем другим, компания перевела китайскому поставщику где-то 1,5 млн в рублях. У истории относительно положительный финал. Деньги возвратили. Но юань по сравнению с тем днем, когда перечисляли средства, подешевел примерно в два раза. И эти потери вряд ли удастся вернуть. Максим Сухомлинов говорит, что ныне предпочитает платить контрагентам в более традиционных валютах — долларах и евро. Зато, по словам бизнесмена, в банке рассказали, что у него уникальный по нынешним временам случай, когда российская компания сумела в принципе вернуть средства. Правда, наши кредитные организации за это время пришлось не раз менять, говорит бизнесмен:
Максим Сухомлинов совладелец компании «Жаворонок XXI век» «Банк нам сказал, что мы первая российская компания, которая получила сертификат, не помню, как правильно называется, американский, что нам деньги можно вернуть. Вот деньги вернулись, пока лежат на корсчете, мы их пока вытащить не можем. Правда, покупали мы юани по одному курсу, сейчас курс почти в два раза меньше, будем надеяться, что банк пойдет навстречу и как-то обменяет их по нормальному курсу нам, — это первое. Второе — со всеми партнерами работаем либо в долларах, либо в евро, никаких платежей в юанях стараемся не делать, потому что, во-первых, китайские партнеры этого максимально избегают, насколько это возможно, хотя в принципе не против. То есть, если нужно, они выставляют счет хоть в тугриках, и просто уже поменяли банков пять или шесть, потому что со временем отсекаются. Сначала один работает, потом ему запрещают, мы переходим в другой, ему запрещают работать или у них какие-то сложности возникают, и вот так прыгаем. За один год перепрыгали, по-моему, уже скоро десяток будет».
В этой истории совпадение нескольких знаковых деталей. Компания поставляла микроэлектронику, попавшую под санкции. Из банка пришел запрет. Причем из американского, который был просто посредником. Деньги вернули, но с большим запозданием, а это кассовый разрыв, который надо покрывать. Курс сейчас совершенно другой.
А компания в итоге решила лишний раз не связываться с юанями. Зато китайские чипы, как рассказывает предприниматель, все-таки купить удалось.