Турция предложила альтернативу «Миру». По данным СМИ, после отказа ряда турецких банков работать с российской платежной системой президент Эрдоган поручил министрам разработать замену «Миру» совместно с Россией. Но что, если не «Мир»?

Перспективы развития российской платежной системы на территории Турции могут стать туманными. После решения Isbank, крупнейшего частного банка страны, и ряда других кредитных организаций об отказе от работы с «Миром» из-за предостережений США о вторичных санкциях дискуссия о судьбе системы поднялась на высший уровень. Как сообщает РИА Новости, совещание о положении «Мира» провел сам Реджеп Эрдоган. Официально об итогах не сообщается, но, по данным турецких СМИ, президент поручил разработать «альтернативы» российской платежной системе совместно с Москвой. Позднее сам Эрдоган заявил журналистам, что Турция «сосредоточится не только на событиях с картой [«Мир»], но и на альтернативах». О намерениях Анкары рассуждает гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:

Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Я думаю, что организовать такую систему можно, действительно. Она не может быть защищена по умолчанию от любых ограничений и санкций — они могут последовать. Но я полагаю, что стратегия создания этой платежной системы будет, как правило, презентацией ее как именно турецкой системы, и тогда придется вводить санкции уже против новой страны — против Турции. Я думаю, что здесь игра идет на этом. Я думаю, что это лукавство, что это российско-турецкая система. Полагаю, что Турция хочет сделать это турецкой системой, которая будет предназначена для россиян. Очень даже интересный ход. Но в любом случае главное — обеспечить удобство граждан и компаний, которые бы могли работать с этим. Но здесь можно только сожалеть о том, что НСПК не стало тем решением, которое Турция приняла для себя. А может быть, это просто игра и бизнес для турок — как бы такое своеобразное вымогательство: мы не будем с вашими платежными системами работать, мы свою создадим, и будете нам платить комиссию».

Если сообщения турецких СМИ и лаконичные заявления Эрдогана действительно отражают решение Анкары по отказу от российской платежной системы, ситуация может стать примером санкционного успеха без самих санкций. Ранее сообщалось, что представители Минфина США посещали Турцию и другие государства, чтобы предупредить банки и другие организации о готовности Вашингтона к применению вторичных санкций в отношении бизнеса, который будет работать с системой «Мир». Ее оператор НСПК сам по себе не включен в санкционные списки, но на 100% принадлежит подсанкционному Банку России. Вероятно, на это и указывали американские посланники. Какими могут быть последствия возможного сокращения сферы действия системы «Мир»? Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Это, конечно, не горе и тем более не беда, но это определенный дискомфорт — дискомфорт для населения. Это карта, которая обеспечивает потребительский спрос — не инвестиционный. Проблемы с оборудованием, параллельным импортом — они никакого отношения к карте «Мир» не имеют. Но люди, которые окажутся в этих странах, будут испытывать определенный дискомфорт. А если карты вообще снимут с обращения, то это будет не дискомфорт, а просто тогда нужно будет с собой возить кеш: менять в России и возить с собой наличные. Мы возвращаемся в какие-то 90-е или, может, начало 2000-х годов».

После отказа турецких Isbank и Denizbank от работы с российской платежной системой аналогичные шаги сделали казахстанский Halyk Bank, Банк инвестиций и развития Вьетнама и ряд банков Армении. Как заявили в Центробанке Казахстана, кредитные организации страны сами устанавливают отношения с платежными системами и запретов на такое сотрудничество не вводилось. То же сообщили в ЦБ Армении: как выразился представитель организации, «коммерческие банки самостоятельно управляют своими рисками, в том числе связанными с санкциями».