Обновлено 24 сентября в 18:20

Под частичную мобилизацию не попадают сотрудники, соответствующие двум условиям. Первое: у них должно быть высшее образование. Второе условие: эти люди работают в компаниях — операторах связи, в системообразующих организациях в сфере информации, а также в системообразующих СМИ. Что касается IT-специалистов, то, как говорится в разъяснении Минобороны, не будут мобилизованы сотрудники аккредитованных организаций, задействованные в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры. Определение такое, что, наверное, ему соответствует практически любой айтишник. Важное уточнение: руководители этих организаций должны подать в российский Генштаб списки сотрудников для отсрочки по установленной форме.

Производственные компании, у которых нет гособоронзаказа, в разъяснениях Минобороны не упомянуты. Их сотрудникам уже приходят повестки, иногда их вручают прямо на работе. Вот что рассказал Business FM Алексей Петров, директор компании «Промет», выпускающей металлоизделия, в частности сейфы, у которой есть производство в Тульской области:

Алексей Петров директор компании «Промет» «Вчера военкомы приехали на наш завод в Узловой во время рабочего времени, собрали людей, вручили повестки — и 40 человек увезли в неизвестном направлении. Спустя сутки выяснилось, что их отвезли в военкомат, проверили документы, всех отпустили. Сейчас людям дают уже повестки на сборы. Мы действительно составляем список критических сотрудников для нашей компании и пытаемся посчитать, призыв какого количества сотрудников будет допустим для того, чтобы наша компания продолжила работать в полную силу. Свободных людей на рынке в Тульской области нет, найти кого-либо на замену крайне проблематично. Даже первая волна, которая вчера у нас была, когда 40 сотрудников увезли, привела к тому, что производительность предприятия уменьшилась примерно на 20%».

Частичная мобилизация коснулась также сотрудников кафе и ресторанов, указывает основатель компании White Rabbit Family ресторатор Борис Зарьков:

Борис Зарьков основатель компании White Rabbit Family, ресторатор «Конечно, ключевые, безусловно, есть. Точно уже двое идут, а по остальным пока только пришла повестка — там еще неизвестно. Мы говорим о 12 людях на 20 ресторанов... Мы даже зарплаты им сохраним».

Транспорт и логистика тоже не вошли в перечень отраслей, занятые в которых могут рассчитывать на отсрочку. Сотрудники таких компаний тоже стали получать повестки, рассказывает управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:

— Да, получают. Там два, три, четыре человека. Кто-то получает, кому-то пытаются вручить. Понятно, что все сотрудники ценные, но отрасли, которые имеют право на бронь, я так понимаю, названы. Сейчас, я знаю, коллеги готовят обращение относительно нашей отрасли, пока больше вопросов, чем ответов.

— На место мобилизованных придется брать кого-то другого на работу, но не на постоянную, а на временную, как декретные ставки. Станет ли это для компании проблемой?

— Если честно, на фоне всех остальных проблем это наименьшая. Это ерунда, тем более пока речь идет о единичных сотрудниках.

В компании «Леопарк», которая производит детские площадки, повестки пока никому не пришли. Хотя там есть как минимум один сотрудник, который по всем критериям должен попасть в первую волну частичной мобилизации. Рассказывает глава компании «Леопарк» Роман Баулин:

Роман Баулин глава компании «Леопарк» «Один человек мне критически важен, и он попадает под все параметры. Надеюсь, на него выбор не падет, хотя он ракетчик, еще 30 лет нет, служил. Жду с нетерпением. Это проблема, тем более что мы вынесли основную производственную площадку в регионы, там набор квалифицированного персонала, именно тех квалификаций, которые нужны нам, ограничен. У нас есть максимум, наверное, две-три ключевые позиции, отсутствие которых может создать действительно серьезные проблемы. Одна из которых — владелец, начальник производства, это я, и вот этот молодой человек. Он контролирует четыре серьезных станка, у него очень высокая квалификация — таких сложно найти».

Несмотря на то что ИТ-отрасль попала в категорию, не подлежащую частичной мобилизации, разобраться в заявлениях пока сложно, говорит президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская:

— Мне нечего сказать, потому что мы пока не разобрались. только начали выходить первые рекомендации.

— А повестки уже приходили на сотрудников?

— У нас пока нет. Сохранять рабочие места мы будем, возможно, выплаты какие-то делать. Посмотрим. Пока вообще непонятно, может, нас не заденет.

— А подготовили списки критически важных сотрудников?

— Мы этим, честно говоря, не занимались. Сейчас выходные, подождем, когда на рабочей неделе выйдут разъяснения.

А работники многих компаний в регионах уже получают повестки в военкоматы:

Президент издательской группы «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков:

«Все эти разъяснения к нам все равно пока не относятся, мы издательство, не СМИ, IT-компания должна существовать больше года, но мы не IT-компания. Тяжело, повестки приходили отдельным сотрудникам. Достаточно много в области логистики, складских услуг, там достаточно много сотрудников получили повестки, несколько десятков человек. Мы исходим из того, что полиграфические предприятия могут быть парализованы. Я знаю, что печатники, на полиграфпредприятиях механики, специалисты начали получать такие повестки. Соответственно, ну и у нас до 30% сотрудников могут выбыть, основное — это в области логистики, потому что там твори, не твори, а обслуживать логистику надо. Я так понимаю, по логистике, по складам эта проблема коснется всех компаний. Я знаю, что у нас на складах работали и граждане других стран, которые в последнее время активно получали российское гражданство, теперь они стремительно пытаются уехать на родину, теперь они становятся военнообязанными, потому что там достаточно контингент от 25 до 40, на 100% мужчины, и они, я думаю, что на 60-70% подлежат мобилизации. Чем замещать, непонятно пока».

Создатель и совладелец модного бренда Vassa & Co Владислав Иосифович Грановский:

«У нас есть ведущие специалисты, которые теоретически могут попасть в эти группы. Рушится все и вместе с ним и бизнес. По вчерашнему дню реализация упала в два раза, людям не до этого. Пока что не до нас даже, не до стиля, не до моды, не до бизнеса, не до очень многих вещей. Мне кажется, что вообще надо взять паузу и посмотреть, что от этих бизнесов останется».


Гендиректор компании MB-Barbell, которая производит уличные тренажеры в Петрозаводске, Вадим Маркелов:

— То, что связано с нашим предприятием, пока это активно не коснулось. У нас призывают, в основном у наших работников, это детей, но пока самим работникам нашим не приходили повестки. Сейчас в основном забирают крупные предприятия промышленные, где большие отделы кадров с большим учетом. Забирают в «Газпроме», судостроительный завод у нас есть — 500 работников, 117 повесток пришло. А завод рядом небольшой, там вообще 100 человек забрали, там мужчин человек 200 только. Мы, конечно, готовимся, как можем, раскладываем всякие ситуации. Пока многое нам непонятно, как люди, которых заберут, будут платить ипотеки, как будут платить кредиты, как будут определять ситуацию с заболеваниями, с детьми, не с детьми, причем кормилец единственный. То есть мы ждем от законодателей, чтобы они нам дали все-таки какие-то понимания, какая будет социальная защита всей этой ситуации. Мы уже сталкиваемся, врача пригласили, например, он приехал, дала больница жилье служебное, его забирают, а служебное жилье — как с этим быть, потому что служебное жилье было выделено под специалиста, и специалиста этого нет?

— У вас есть офицеры в запасе, которые в принципе попадают, много их?

— Да, мы разговаривали, они сказали, что, если их призовут, они пойдут. Бизнес сократится, специалиста найти сложно, какой ущерб нанесет эта ситуация, мы не знаем. Я сегодня разговаривал с директором завода большого, 517 человек у него, 117 повесток, он говорит: мне надо в принципе обращаться по остановке производства, а мне нужно уже в ноябре корабли сдавать, работать будет некому, у меня людей уже начинают забирать.

Наконец появилась некоторая ясность по поводу действий работодателей в отношении мобилизованных сотрудников. В Трудовом кодексе появится отдельная статья об обеспечении прав таких работников. В случае мобилизации действие трудового договора приостанавливается на время прохождения военной службы. К этому моменту мобилизованному сотруднику должны быть выплачены все начисленные ему деньги. Рабочее место за ним должно быть сохранено, но зарплата на время мобилизации не выплачивается. При этом работодатель вправе расторгнуть договор с сотрудником в случае его невыхода на работу после трех месяцев с момента окончания мобилизации. Подготовлены соответствующие поправки к законодательству. Надо думать, что парламентарии не станут затягивать с их принятием.