Toyota закрывает завод в Петербурге из-за проблем с поставками комплектующих
Производственная площадка будет законсервирована и, возможно, впоследствии продана. Кто может стать покупателем и будет ли Toyota продолжать гарантийные обязательства?
Читать на полной версииToyota закроет завод в Петербурге, на котором собирали Camry и RAV4. Основная причина закрытия — сложности с поставками комплектующих. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
По данным издания, площадка будет законсервирована и впоследствии, возможно, продана, но выпуск Toyota на ней не возобновится. Официальных комментариев от японской компании пока не было.
Несмотря на то что Toyota не объявляла об уходе из России, завод в Шушарах, расположенный на юге Петербурга, находился в простое с марта. Причина все та же — отсутствие поставок комплектующих. И, видимо, в компании сделали вывод, что наладить логистику в ближайшее время не удастся, и решили перестать тратить деньги на зарплаты. Сотрудникам, которых на заводе около двух тысяч, платили примерно две трети оклада. Сейчас же в связи с сокращением будет выплачено целых 12 зарплат. Это может означать, что компания точно не рассчитывала возобновить производство в ближайший год.
Завод в Шушарах — это единственная сборочная площадка Toyota в России, причем ее мощность по российским меркам довольно велика: до 100 тысяч автомобилей в год.
Собирать машины других марок предприятие не сможет, вариант только — переделывать все производство, считает главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «Покупателей на этот завод сейчас найти будет не очень легко. У нас избыток производственных мощностей, есть из чего выбрать. Выпускать на этом заводе без участия Toyota можно все что угодно, но только не Toyota, купить может это только производитель или компания, которая знает, зачем она покупает это производство. То есть потенциальные покупатели, которые относительно беспроблемно могут решить эту проблему, — это, конечно, китайские производители. Будут они покупать это предприятие или не будут — тоже большой вопрос. Закрытие завода означает, что российских машин уже не будет, это точно. Соответственно, если компания делает такой шаг, она не уверена вообще в своем дальнейшем активном функционировании на российском рынке, это значит, что и потенциальное возрождение поставок по импорту — тоже под большим вопросом. Проблема с поставками запчастей, вопрос гарантийного обслуживания тоже усугубляют эти проблемы».
В Минпромторге подтвердили информацию о закрытии предприятия. Правда, там оговорились, что Toyota не планирует уходить из России и продолжит выполнять гарантийные обязательства и поддерживать дилерскую сеть.
Серьезных проблем с запчастями Toyota в ближайшее время не будет, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Те машинокомплекты, которые оставались на заводе, как раз развезли по складам, чтоб были запчасти. На первое время, чтоб все проблемы снять. То есть вот таких зверских проблем я не предвижу. Плюс к тому закрывают завод, но компания говорит, что она не уходит из России, а продолжает работать. В том числе и по гарантии, и по ремонту. Как это будет дальше — не знаю, но ,в принципе, разговаривал на днях с президентом «АвтоВАЗа», и он рассказывал, как они взяли на себя задачу обеспечения запчастями, обслуживанием и ремонтом ушедшие марки Renault, и там все вполне цивилизованно. Рынок автообслуживания и рынок запчастей — он гораздо даже больше, чем рынок первичный автомобильный, там триллионы долларов, там желающих поработать больше, чем можете представить».
Пока никто, кроме General Мotors, не ушел с российского рынка окончательно. Да, автомобили не поставляются, но гарантийные обязательства компании продолжают выполнять. Многие автоконцерны даже начали поощрять параллельный импорт, чтобы закрывать потребности по обслуживанию автомобилей.
Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что сейчас серьезные проблемы с наличием деталей есть только у премиальных немецких марок — Mercedes, BMW и Аudi. Но и эти сложности будут решены при помощи все того же параллельного импорта.
А у владельцев автомобилей свои проблемы. Цены на запчасти за последние полгода выросли в среднем на 35%, а по некоторым позициям в два и даже в три раза. И ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.