Обновлено в 14:57

В некоторых российских субъектах начали публиковать региональные приказы военных комиссариатов о частичной мобилизации, которые в том числе ограничивают выезд за пределы города и области для военнообязанных в запасе.

Накануне главный военный комиссар по Курской области Владимир Родионов заявил, что жители, которые состоят на учете в военкомате и находятся в запасе, не могут покидать регион без разрешения военкомата. А те, кто сейчас за пределами области, должны вернуться в ближайшие три дня. Курская область граничит с Украиной, и там действует «желтый» уровень террористической опасности.

Но следом стали появляться сообщения о том, что и другие российские регионы публикуют приказы местных комиссариатов о частичной мобилизации с такими же требованиями. Документы распространяются через местные СМИ. В Татарстане приказ опубликован в газете «Республика Татарстан», которая считается официальным печатным органом региональной власти. В Дагестане полный текст приказа есть в главном информационном агентстве республики РИА «Дагестан», а в Якутии — в официальном Якутском-Саха информагентстве.

Текст везде почти идентичен. Военнообязанные, которые стоят на учете в военкоматах и получили мобилизационные предписания или повестки, должны явиться в военкомат с документами и личными вещами. Тем военнообязанным, кто не получил повестку, но находится в запасе, выезд за пределы города и района временно запрещается. Работодатели должны освободить призываемых граждан от работы, рассчитаться с ними и обеспечить их явку в военкомат.

Помимо этого, в Татарстане и Дагестане сообщается, что владельцы автомобилей, а также дорожно-строительных, подъемно-транспортных и других машин должны доставить их в сроки и пункты согласно нарядам военных комиссариатов.

Всем свои личные автомобили везти в военкомат, конечно, не нужно. Дело в том, что военные комиссариаты ведут учет автотехники, которая может в теории понадобиться армии в военное время. Данные о машинах передает ГИБДД. Как говорят эксперты, условно повестка может прийти и на автомобиль. Речь в первую очередь о внедорожниках отечественного производства, как, например, УАЗ. Причем мобилизованная техника не должна направляться в район боевых действий. И использовать гражданские машины военные могут только до тех пор, пока в воинскую часть со складов не привезут штатные автомобили. Кроме того, владельцам мобилизованных машин должны выплатить компенсацию.

До середины 90-х годов каждый владелец внедорожника должен был поставить его на учет в военкомате, потому что такие машины считались мобилизационным ресурсом в военное время, который мог бы помочь армии. Сейчас ездить в военкомат покупателям внедорожников не нужно, но норма все еще действует, просто непублично, объясняет автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Эта норма ушла из нашей жизни только в части регистрации в военкоматах транспортных средств, но она никуда не делась из внутренних инструкций, положений и прочего. По большому счету внедорожники на сегодняшний день, которыми обладают граждане, все являются мобилизационным ресурсом и могут быть при необходимости изъяты в пользу государства и армии. Легковые автомобили никогда не являлись мобилизационным ресурсом, а автомобили повышенной проходимости, как они фигурировали раньше во всех документах, таким ресурсом являлись. Сейчас, видимо, еще дополнительно строительная техника туда отнесена. Конечно, гражданам не стоит бежать наперегонки со своими автомобилями в военкомат. Я думаю, здесь не обошлось без традиционных перегибов на местах, мы видим, что география четырех регионов очень разрозненная. Явно никакой единой разнарядки нет, единых разъяснений нет. Кроме всего прочего, не будем забывать, что с советских времен, тогда было все понятно, была «Нива» и был УАЗ, вот два автомобиля, которые являлись автомобилями повышенной проходимости, и их нужно было в военкомате ставить на учет. Сейчас внедорожников миллион разновидностей, из них больше половины с передним приводом, в документах нигде не указано, что это внедорожник, указывается марка и модели. В этом плане, даже если военкоматы захотят получить внедорожники, не очень понятно, как они будут ранжировать и отличать. Одно дело Gelandewagen, например, или Toyota Land Cruiser, а другое дело какой-нибудь Hyundai Creta с передним приводом на механической коробке. Поэтому нужно дождаться уточнений на федеральном уровне, а не на уровне регионов. Но, скорее всего, будет проведен некий переучет, появятся дополнительные списки. Как-то будут отранжированы автомобили, которые могут пригодиться в армии. Перечень, которым при необходимости уже тогда военкоматы смогут пользоваться. Опять же, миллион нюансов, автомобиль может не человеку принадлежать, родственнику, во-первых, во-вторых, он может быть в кредите, он может быть в лизинге».

Главный редактор «Business FM Казань» Елена Новгородцева говорит, что приказ о частичной мобилизации в Татарстане точно существует. Количество постов ДПС в городе увеличилось, но непонятно, связано ли это с последними новостями.

— Я не могу сказать о том, что возникла паника, нет, конечно. Но у людей скорее больше вопросов, чем ответов, на эту тему, потому что люди начинают общаться друг с другом, у людей много вопросов. Моей семьи это коснулось, потому что у меня родной брат — офицер запаса, но давным-давно уже ушел из вооруженных сил, и у нас тоже по этому поводу есть вопросы, безусловно.

— Вижу военный приказ на сайте «Республики Татарстан» «РТ онлайн», но это значит, приказ военного комиссара есть официально или как?

— Я пока еще не знаю, ничего не могу сказать. Я знаю, что он существует уже.

— Что касается постов ДПС?

— У нас проходит сейчас в данный момент, вчера стартовал форум Digital Week — это визитная карточка республики, и постов гораздо больше, потому что приехали гости не только из соседних регионов, но и из стран СНГ, и, по-моему, из дальнего зарубежья. Связать это со вчерашним нововведением, со вчерашней новостью или же с тем, что в Казани стартовал Digital Week, пока непонятно, почему увеличилось количество постов ДПС.

Представитель главного военного комиссара по Курской области рассказал Business FM, что запрет на выезд для военнообязанных россиян в запасе прописан в законе, а не в приказе, который должен вступить в силу 22 сентября:

— Имеет силу приказа после опубликования в официальных СМИ.

— А опубликуют сегодня или завтра, предварительно? Вы не знаете?

— Сегодня.

— По количеству повесток есть информация?

— О цифрах говорить некорректно, вам же не сразу сказали: дай два миллиона, к примеру, призывников или мобилизованных, такого же нет. Нам пришла, допустим, телеграмма, как вы говорите на 800 человек, мы эти 800 человек дали. Может, дальше вообще по телеграфу не прийти, а, может, придет и на тысячу еще.

— Пять тысяч легко собираются?

— Мы соберем столько, сколько нам определит заданием Генеральный штаб. Надо будет десять тысяч, дадим десять тысяч. Я думаю, такой цифры не будет.

— Поменьше придет, да?

— Да, конечно.

— В приказе описано, что, даже если повестка не пришла, покидать район запрещено. Даже не то что не рекомендуется, а запрещено.

— Это закон. Это никто не изобретал. В законе четко написано, что гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации, она объявлена официально, воспрещается выезд с места жительства.

— В законе же не написано слово «частичная мобилизация», там вроде как о полной мобилизации.

— Там есть общее понятие «мобилизация». Независимо, пришла повестка или нет, в законе нет такого. Еще раз говорю, тем, кто стоит на воинском учете, с момента объявления мобилизации, независимо — частичная, общая, всеобщая, воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов.

Business FM позвонила под видом военнообязанного в военный комиссариат Ново-Савиновского и Aвиaстpоительного районов Казани. Там дежурная сказала, что в самом комиссариате сегодня заметное усиление, но КПП или прочих ограничений на выезд из республики нет:

— Скажите, а по поводу покидания границ Татарстана, если повестка не пришла еще, можно покидать, нельзя?

— Не было официального распоряжения ограничивать людей в выезде. И потом, мы вам никакую бумажку дать-то не можем, потому что распоряжений никаких нет.

— А как люди покидают, если хотят? Могут?

— Да. А кто им запретит? Это гражданское право каждого — перемещаться.

— Вроде как в законе написано: при мобилизации военнообязанные не имеют права покидать.

— Спросила, говорит: у нас никаких распоряжений нет.

— КПП выставляют на всякий случай, проверяют, в машинах водитель, не водитель, мужчина?

— Пока ничего не выставляли, у нас людей туда не ставили. У нас усиленный режим в военкомате. По повесткам люди приезжают, которых вызвали.

— Много пришли вчера-сегодня?

— Достаточно.

Мнение директора правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», которая признана иноагентом, Сергея Кривенко:

Сергей Кривенко директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право»«Действительно, есть закон о мобилизации, в котором в статье 21 зафиксировано, что при объявлении мобилизации, мобилизация вчера объявлена, всем, кто стоит на воинском учете, это не только в запасе, но и кто подлежит призыву, во время мобилизации выезд с места жительства только с разрешения военкомата. Но возникает куча вопросов, что такое место жительства, потому что в законе нигде в нормативной базе в России это не определено. То есть в России есть адрес регистрации, который стоит в паспорте в виде штампа, но и есть право снимать квартиру где-то и жить у кого-то и не жить по адресу регистрации. Как это будет регулироваться, непонятно. Это серая зона, то есть власти сейчас это могут трактовать как закрыть область и запретить выезжать за ее территорию всем мужчинам или всем стоящим на учете. Но как они это будут контролировать и как это будет исполняться, тоже отдельный большой вопрос. Другое дело, что не предусмотрена большая ответственность за нарушение. По всей видимости, это может трактоваться как нарушение правил воинского учета, по ней предусмотрен только штраф от 500 до 3 тысяч рублей. Говорят о пересечении уже границы, не региона, а границы России. Выезд из России регулирует другой закон — о порядке выезда и въезда в Россию. Запрещается выезд или он может быть ограничен только у тех, кто уже призван на военную или альтернативную гражданскую службу, то есть уже действующих военнослужащих. А у тех, кто призывается, в том числе по мобилизации, никакого ограничения, по крайней мере на данный момент, нет».

Мобилизованные россияне будут получать 205 тысяч рублей в месяц и больше в зависимости от воинского звания и должности, рассказал военный комиссар Якутии Александр Авдонин. По его словам, в первую очередь при частичной мобилизации призываются граждане, которые отслужили недавно. Закончили военную службу не более трех лет назад, встали на воинский учет и имеют навыки военной службы. Авдонин призвал граждан, которые имеют на руках мобилизационные предписания, явиться в военные комиссариаты. Как в Якутии поняли разъяснения Авдонина? Рассказывает главный редактор информационного агентства «Снег» в Якутии Виталий Обедин:

— У человека есть шаблон, шаблон, скорее всего, получен, мы относимся к восточному штабу, из Восточного военного округа. Он этот шаблон подписывает.

— О каких цифрах известно, как много людей требуется призвать от Якутии?

— Я не располагаю официальными цифрами, но от людей, которые работают в структуре военных комиссариатов, я слышал цифры первичные от 350 до 450 надо будет отправить. А в целом разнарядка по Якутии якобы до 4750 человек. Но мне кажется, эта цифра может быть завышена.

— Скажите, пожалуйста, теоретически насколько быстро можно развернуть КПП?

— Нет такой необходимости, никто КПП не будет выставлять, тем более в Якутии с ее гигантской территорией — это более 3 млн квадратных метров, с ее разбросанными поселками, между которыми люди зачастую перемещаются даже без дороги, на лодках, на мотособаках, на снегоходах. Не наблюдается ажиотажа.

— Про жалованье хотел уточнить, от 205 тысяч рублей. Вчера, если не ошибаюсь, нижний порог был от 80 тысяч рублей и дальше в зависимости от звания и так далее. В Якутии нижний порог 205 тысяч рублей — это северные надбавки?

— Я не знаю, откуда взялась эта цифра. И я не думаю, что существуют северные надбавки для военнослужащих, потому что службу-то они несут за пределами Якутии. На пункты сбора уже приезжают мобилизованные люди, в том числе из улусов, из промышленных городов типа Нерюнгри. Мы всегда были регионом, при том что вольнодумным и протестным, но исполнительным, то есть Якутия выставляет нужное количество людей. Я не думаю, что будут какие-то проблемы с этим.

Корреспондент РИА Новости в Чите побывал в военкомате и рассказал, что там было около 20 человек в военной форме и с сумками. Один из них, на вид 30-35 лет, сказал, что раньше служил, является офицером запаса, но в боевых действиях не участвовал. Сотрудники приехали к нему домой и отдали повестку лично в руки. Сказали утром к десяти прийти в военкомат с теплыми вещами, а повестку предъявить по месту работы. По словам призванного, одну команду офицеров уже отправили, скоро отправят вторую.