В России прорабатывают вопрос об отмене НДС на продукты с истекающим сроком годности
Ежегодно объем пищевых продуктов на утилизацию составляет не менее 17 млн тонн, что эквивалентно 1,6 трлн рублей
Читать на полной версииГлава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что в правительстве прорабатывают предложение ряда торговых сетей об отмене НДС на продукты с истекающим сроком годности, но пригодных для употребления, которые отправляются на благотворительные цели.
Заявление прозвучало в кулуарах Международного форума инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве Innofood.
Предположительно, систему должны обкатать в таких крупных продуктовых сетях, как «Магнит» и X5 Retail Group. И это правильно, считает генеральный директор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «InfoLine-аналитики» «Неэффективное налогообложение как раз останавливает реализацию фудшеринга и передачу продуктов с истекающим сроком годности тем, кто в них нуждается. Надо признать, что ретейлеры сейчас более эффективно стали работать с продуктами с истекающим сроком годности — на них предоставляются более агрессивные скидки. Это в целом снижает остроту проблемы того, что часть продуктов приходится утилизировать. Но при этом для комплексного решения этой проблемы необходимы соответствующие изменения в законодательстве. Конечно, могут быть определенные риски, но, с другой стороны, на долю десятки крупнейших сетей приходится более 38% рынка, поэтому вполне логичной историей мог бы быть пилотный проект с участием «Магнита», X5 Retail Group и другими крупнейшими компаниями, которые входят в десятку, чтобы на них это отработать и затем тиражировать».
Борьба с чрезмерным расходованием продуктов питания — это общемировой тренд. Считается, что производство и последующая утилизация неиспользованного продовольствия ответственны за значительную часть влияния сельского хозяйства на изменение климата и существование других экологических проблем, таких как землепользование и водопользование. Отмена НДС на продукты, которые можно раздать нуждающимся, — это один из способов борьбы с этими негативными явлениями. Никаких сложностей для учета это не составит, поскольку в торговых сетях он налажен почти идеально, считает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
Согласно статистике, среднестатистический житель Европы ежегодно отправляет в мусор более 100 килограммов пищи, а в США эта цифра еще больше — порядка 150 килограммов. В США существует частная инициатива, согласно которой в последнюю неделю апреля отмечается День борьбы с пищевым разбазариванием. В России ежегодно отправляется на утилизацию не менее 17 млн тонн продуктов, совокупная стоимость которых составляет примерно 1,6 трлн рублей.