Минпромторг предложил внести алкоголь в перечень товаров для параллельного импорта до конца месяца
Позиция ведомства по этому вопросу изменилась на прямо противоположную всего за несколько месяцев. Что изменилось и как сейчас обстоят дела на российском алкогольном рынке?
Читать на полной версииРоссийские власти должны определиться с включением алкоголя перечень товаров для параллельного импорта до конца сентября, заявил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. Чуть ранее Минпромторг выступил с идеей разрешить параллельный импорт по некоторым позициям алкогольных напитков, а еще чуть ранее это же ведомство выступало против. Что изменилось — непонятно, но, как говорят эксперты, опрошенные Business FM, параллельный импорт алкоголя ждать разрешения не стал и уже запустился.
Минпромторг попросил включить в перечень разрешенных к параллельному импорту шампанское Veuve Clicquot; вермуты Martini и Cinzano; виски Jack Daniel's, Jim Beam, Johnnie Walker; ром Captain Morgan, Havana Club; ликеры Jaegermeister, Kahlua, Malibu; текилу Olmeca и некоторые другие напитки. Те, кто ходят в рестораны и покупают эти напитки в магазинах, скажут, что они и так пока продаются. Не везде, но при желании найти все это можно. В основном это пока продажа старых запасов. Но когда они кончатся, с прилавков исчезнут не только вышеупомянутые бренды. И тут снова важно отметить, что условный виски Jameson ни под какие санкции не попадал. Санкции распространяются на весь американский алкоголь: прощайте, бурбоны, и все калифорнийское вино, и европейские напитки стоимостью свыше 300 евро за бутылку. Последнее — это довольно узкий сегмент рынка. Например, дорогие вина, говорит управляющий ресторана «Атон» Григорий Чегодаев:
Григорий Чегодаев управляющий ресторана «Атон» «Вся категория вин гран крю классе у бордо, вся категория вин, категорий гран крю и даже некоторые премьер крю из Бургундии, французские вина, такие категории Fine Wine тоже попали под это ограничение».
Ограничение 300 евро за бутылку вымывает с рынка также топовые позиции односолодовых виски. Но какого-нибудь 12-летнего «Маккалана» это не касается.
«Маккалана» и того же «Чиваса» у нас, возможно, не будет, потому что так решили сами компании, которым эти бренды принадлежат. Есть несколько очень крупных игроков, которые объявили о приостановке работы в России.
Pernod Ricard, Diageo, Bacardi, Moet Hennessy и Brown-Forman. И им в совокупности принадлежат почти все популярные бренды алкоголя: Dewars, Chivas Regal, Absolut, Jack Daniels, Finlandia, Bell's, Baileys, William Lawsons и тот же Jameson. Но возьмем, например, другой ирландский бренд «Бушмилс». Там вроде ни о каких планах ухода из России не заявляли, но опрошенные Business FM эксперты говорят, что многие из тех, кто молчат, по факту не поставляют в Россию свою продукцию. Так что официально от нас ушли (как минимум временно) более или менее все известные марки. Остаются менее известные, какие-то приходят, например, виски из Индии или Китая. А еще приходят все те же старые знакомые, но иным путем. По словам эксперта алкогольного рынка, автора телеграм-канала «Пьяный мастер» Дениса Пузырева, пока Минпромторг думает, можно ли параллельно завозить алкоголь или нет, рынок для себя этот вопрос уже решил:
Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Мы заметили то, что где-то начиная с конца лета, то есть когда приостановились официальные каналы поставок, там, в ведомстве, которое регистрирует вот эти сертификаты, которые необходимы для торговли в странах Таможенного союза, заявки на поставки в Россию известных брендов, в том числе известных компаний, стали оформлять всякие малоизвестные российские компании. Мы пытались выяснить, что это значит, и по нашим данным, это значит, что параллельный импорт этого запустился еще до того. Эти поставки исчисляются десятками фур уже».
В то время когда Минпромторг был против параллельного импорта алкоголя, в ведомстве объясняли свою позицию высокими рисками ввоза контрафакта. Риски такие, очевидно, есть, и с тех пор ниже они не стали. Но теперь в Минпромторге задумались об ассортименте сетей. Те десятки фур, о которых говорил выше Денис Пузырев, наверное, идут по ресторанам, но вот потребности крупного ритейла десятками фур не спасти.
А еще эксперты не исключают, что скоро в России будут говорить: «Ром — это новый виски». Куба нам его с удовольствием поставит. А дальше останется только грамотно продать идею его потребления.