Что происходит с экспортом российских удобрений?
Владимир Путин заявил, что в европейских портах застряло 300 тысяч тонн российских удобрений и Россия готова передать их развивающимся государствам безвозмездно. Как понимать санкции ЕС, которые вроде бы не коснулись этих товаров? И о какой опасности недавно предупреждали в Прибалтике?
Читать на полной версии«Уродливое и позорное» — так Владимир Путин назвал решение Евросоюза по поводу российских удобрений. Он отметил, что ЕС снял запрет на их покупку только для европейских компаний. Но при этом отправлять удобрения в другие страны, согласно разъяснениям Еврокомиссии, запрещено. А между тем развивающиеся страны в этих товарах нуждаются.
То, что Владимир Путин назвал уродливым и позорным решением, описано в нескольких документах Еврокомиссии. Весной ЕС ввел очередные санкции против России. И в специальном приложении, содержащем списки запрещенных российских товаров, удобрения присутствуют. Однако в отдельных пунктах есть исключения для этой продукции. Правда, это мало помогало, потому что ЕС ввел запрет на заход российских кораблей в европейские порты, ограничения на страхование, санкции против владельцев химических предприятий РФ. И сопутствующие ограничения все эти месяцы мешали российскому экспорту удобрений. Хотя в Брюсселе прямым текстом разъясняли, что на удобрения санкции не распространяются.
В августе Евросоюз опубликовал очень интересный документ, содержащий ответы на часто задаваемые вопросы. И один из этих вопросов был таков: можно ли поставлять в другие страны российские товары, которые входят в санкционный список ЕС? То есть и удобрения тоже. Ответ Брюсселя был простым и емким: «No». И получилось, что формально европейские компании могут закупать российские удобрения, а другие государства — нет, рассказывает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
Владимир Путин, причем уже не в первый раз, заявил, что Россия готова безвозмездно передать удобрения нуждающимся в них странам. Это 300 тысяч тонн, застрявшие в европейских портах. О каких именно удобрениях идет речь, неясно. Но, учитывая мировые цены, это могут быть сотни миллионов долларов, которыми Москва готова поступиться ради жеста доброй воли. И, видимо, Россия может себе это позволить. В этом году таможня засекретила данные о российском экспорте и импорте, поэтому цифры привести нельзя. Есть только сообщения, что экспорт удобрений снижается. Но в то же время росли морские перевозки. Кроме того, российские компании начали больше поставлять эти товары на азиатские рынки. Например, как заявил президент, поставки удобрений в Индию выросли в восемь раз. Кстати, эта страна — крупнейший в мире импортер удобрений после Китая.
В целом, несмотря на санкционные ограничения, ситуация с экспортом вполне терпимая. Продолжает эксперт телеграм-канала «Твердые цифры» Елена Сахнова:
Елена Сахнова эксперт телеграм-канала «Твердые цифры» «Все очень неплохо складывается у компаний, которые экспортировали через российские порты. И ситуация гораздо тяжелее у компаний, которые всегда экспортировали через прибалтийские порты. Железная дорога закрыта, порты для нас закрыты, соответственно, мгновенно перекинуть эти объемы на российские порты, у которых нет пока таких мощностей по обработке удобрений, невозможно. Более или менее ситуация решаемая. Да, остаются какие-то проблемы — где-то с фрахтом, где-то со страховкой, где-то с платежами, где-то с невывозом, что-то застряло в европейских портах. Но в целом на экспорт удобрения едут».
Где именно застряло 300 тысяч тонн российских удобрений, не сообщается. Но, как легко догадаться, речь идет в том числе о прибалтийских гаванях. И тут есть одна деталь, о которой на высших уровнях предпочитают не говорить. Как в конце августа писали эстонские СМИ, в портах этой страны сейчас лежат аммиакосодержащие удобрения из России. Из-за санкций продать их нельзя. А хранят взрывоопасные грузы в ненадлежащих условиях. На одном складе — 12 тысяч тонн, на другом — точно неизвестно, сколько, но это тысячи тонн. В Эстонии опасаются, что эти удобрения рано или поздно могут взорваться. За примером далеко ходить не надо — взрыв аммиачной селитры в Бейруте двухлетней давности миру запомнится надолго. А в Эстонии объемы застрявших аммиачных удобрений в несколько раз больше, чем было в Ливане. Поэтому у всех сторон явно есть желание как можно быстрее вывезти эти грузы. Остается решить вопрос, как при этом не потерять лицо.