Что происходит на востоке Харьковской области?
На подконтрольных Москве территориях Харьковской области сообщают, что в Россию бежали более 20 тысяч жителей Купянска и других городов. Радиостанция Business FM собрала свидетельства мирных жителей, оказавшихся по обе стороны от линии соприкосновения
Читать на полной версииРоссийские силы покинули Балаклею, Купянск и Изюм в начале сентября — в Минобороны России сообщили об операции по переброске войск, в генштабе ВСУ говорили об украинском наступлении. Позднее Украина объявила о «фильтрационных мероприятиях» — как выразился мэр Изюма, среди жителей будут «выискивать коллаборационистов».
Официальная информация о происходящем в Изюме и других городах Харьковской области, перешедших под контроль Киева, поступает крайне ограниченно. В пресс-службе СБУ в четверг, 15 сентября, объявили, что «фильтрацию» уже прошли более 7 тысяч жителей региона, среди них выявлены 16 коллаборантов и большинству уже избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Вероятно, это не последние аресты — согласно сообщению, украинские спецслужбы получили «полные списки представителей бывшей администрации и сотрудничавших с ними лиц», а также местных компаний, которые оказывали финансовую поддержку российским силам. По данным властей подконтрольной России части Харьковской области, население региона массово пытается перебраться в Россию — как указывает «Интерфакс», речь идет о десятках тысяч беженцев. Вот что рассказывает волонтер из Белгорода Людмила:
«Я тоже имею такую информацию, что те гражданские люди, которые не успели выехать, сейчас находятся в ужасной ситуации. Они подвергаются всевозможным насильственным действиям — мы тоже это знаем. Это все ужасно, и нам людей жаль. Я знаю, что там в какой-то степени перекрыты дороги украинскими властями или военными, людям просто не дают выехать. Я знаю, что те гражданские украинцы или уже получившие российские паспорта, которые пытались оттуда выезжать — Балаклея, Изюмское направление, Купянск и так далее, — подвергались обстрелам. Людям там сейчас не легко».
В среду стало известно, что Изюм посетил Владимир Зеленский. На снимках украинский лидер общается и фотографируется с несколькими десятками военных. Местных жителей в кадре не видно — то ли в связи с «фильтрационными мероприятиями», то ли из соображений безопасности. У российских телеграм-каналов, освещающих ход боевых действий, визит вызвал недоумение — авторы указывают, что Изюм находится в зоне поражения российской артиллерии.
Почти одновременно как в западных, так и в украинских СМИ начали появляться первые репортажи с востока Харьковской области. Обвинений в отношении России, сопоставимых по масштабам с волной сообщений, последовавших за отводом российских войск из Киевской области, в публикациях не содержится. Портал «Страна.UA», прошлым летом заблокированный на территории Украины по решению СНБО, описывает обстановку в регионе сравнительно сдержанно. Одна из жительниц села под Балаклеей обвинила российских солдат в гибели своего сына — по версии издания, его могли принять за диверсанта. Другие собеседники портала говорят об отсутствии конфликтов с военными (диалог шел на украинском языке):
— Как русские себя вели?
— Не трогали нас. Я сказала: мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте. Сидели они по краю деревни, в центре не бывали.
— Были случаи, когда люди, мирное население, исчезали без вести?
— Об этом не знаю, у нас все на месте.
CNN публикует репортаж из поселка Шевченково к западу от Купянска — согласно статье, на улицах почти не видно гражданских. По словам одной из собеседниц телеканала, она с дочерью теперь живет в многоквартирном доме одна, поскольку все ее соседи, у кого нашлись 400 долларов, выехали из региона через Россию — давно ли это произошло, не указывается. Корреспондент CNN встретила только одну группу людей, которые «нервно стояли у полицейского участка» пока у них проверяли телефоны. Согласно статье, когда кого-то задерживали и в наручниках и с завязанными глазами увозили на полицейской машине, полиция запрещала это снимать. Как пишет CNN, жители Шевченково чувствуют «облегчение», что пережили острую фазу боев, «но не то чтобы радость», и мало кто готов говорить с журналистами. Одна из собеседниц Business FM, выехавшая в Россию несколько дней назад, отказалась давать комментарий даже на условиях анонимности и с измененным голосом, сославшись на опасения за оставшихся в Харьковской области родственников.
В четверг, 15 сентября, кроме обстрелов приграничных сел и деревень, заметных боевых действий не было. Генштаб ВСУ в своих сводках сообщил об отражении атак российских сил в районах нескольких населенных пунктов. Российское Минобороны также сообщило об удачных ударах авиации.