В Самарканде в четверг, 15 сентября, начнется саммит Шанхайской организации сотрудничества. Впервые в нем принимают участие как президенты стран-участниц, так и стран-наблюдателей, а также приглашенных стран — всего 15 лидеров. Однако, как стало известно позднее, Никол Пашинян не примет участие из-за ситуации, сложившейся на границе страны с Азербайджаном.

Мировая пресса в связи с саммитом ШОС выделяет визит китайского лидера, который стал его первой зарубежной поездкой после начала пандемии — при том что ранее он не менее месяца в году проводил в зарубежных вояжах. Поездка эта призвана показать, помимо всего прочего, стратегический интерес Пекина к Центральной Азии, ключевому региону в осуществлении мегапроекта «Один пояс — один путь». Первой страной на пути Си Цзиньпина стал Казахстан, и это оформлено в виде государственного визита, приуроченного к 30-летию установления дипотношений. Буквально сойдя с трапа самолета, председатель КНР заявил, обращаясь к президенту Токаеву: «Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, а также твердо поддерживать проводимые Вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела Вашей страны». Уточнения насчет того, от каких именно внешних сил Пекин будет ограждать Казахстан, не последовало.

Накануне приезда в Казахстан, а затем в Узбекистан Си Цзиньпин выступил со статьями в местной печати, подчеркнув исторические связи Китая с двумя странами, и преподнес свою страну как щедрого инвестора и надежную региональную державу. Он особо отметил китайские инвестиции в трубопроводы, ветроэнергетику, нефтепереработку и автомобилестроение в Казахстане, а также совместное производство китайских вакцин от ковида в Узбекистане. «Узбекистан может заскочить в экспресс-поезд развития Китая и поделиться своими возможностями развития», — не без патетики написал Си.

За последние 30 лет объем торговли Китая со странами Средней Азии вырос в 100 раз, достигнув, в частности, почти 10 млрд с Узбекистаном и 25 млрд с Казахстаном, что равно объему российско-казахстанской торговли. С Узбекистаном у РФ товарооборот 7 млрд долларов.

Что касается саммита ШОС, то вряд ли на нем будет сделан публичный акцент на самой острой на сегодня теме — военном конфликте на Украине. Да и в итоговой декларации она если и найдет отражение, то в самой общей и максимально обтекаемой формулировке. Участники саммита на совместных заседаниях будут говорить прежде всего об экономическом созидании. Будет много сказано об инфраструктурных проектах — строительстве дорог и трубопроводов. Например, недавно анонсированного Москвой газопровода из России через Монголию в Китай.

Очная встреча Путина и Си Цзиньпина станет первой после Олимпийских игр, когда была подписана обширная совместная декларация о партнерстве. Вот на ней, безусловно, будет обсуждаться Украина. Но без лишней публичности. Накануне помощник российского президента Юрий Ушаков подчеркнул: «Китай к украинскому кризису подходит сбалансированно, четко заявляет о понимании причин, которые вынудили Россию начать специальную военную операцию».

В то же время Китай пока более чем сдержанно подходит к вопросам помощи России в обходе западных санкций, а в китайской прессе и блогосфере все чаще попадаются статьи, высказывающие критику действий России на Украине, что косвенно может свидетельствовать о том, что Пекин снял или ослабил цензуру по данному вопросу, давая тем самым понять, что хотел бы, чтобы это все поскорее закончилось. Прежде всего исходя из интересов китайской экономики, которая замедляется, сильно закредитована, и в ней есть сразу несколько «пузырей», готовых лопнуть. Например, в строительстве. Так что перспектива спада мировой экономики под давлением военно-политических проблем в Европе Пекину совсем не нравится. В то же время он дорожит партнерскими отношениями с Москвой, в том числе для противостояния Америке. На встрече двух лидеров поддержка Москвы Пекином наверняка будет подчеркнута.

Важна будет встреча Путина и с Эрдоганом. На ней постараются разрулить так называемую зерновую сделку по вывозу украинского зерна в части ослабления санкций против российского зерна и удобрений. Наверняка Эрдоган также в очередной раз предложит устроить встречу Путина и Зеленского. И в очередной раз напрасно — ни Москва, ни Киев к ней не готовы. Подоспела и новая проблема — военное обострение между Арменией и Азербайджаном, где Москва и Анкара опасно балансируют на грани заочного конфликта.

И словно специально к саммиту ШОС еще и случилось — тоже очередное — военное обострение на таджикско-киргизской границе. Пока вроде ничего серьезного, но как-то уж слишком много событий военно-политического характера, которые отвлекают от претворения в жизнь повестки экономического сотрудничества — от строительства дорог, трубопроводов, зеленой энергетики и прочего мирного созидания.