Обновлено 15 сентября в 01:21

МИД Азербайджана предложил армянской стороне гуманитарное прекращение огня. А Никол Пашинян попросил помощи у России и ОДКБ для восстановления территориальной целостности Армении. В вечернем обращении к гражданам Армении ее премьер-министр заверил, что никаких документов с Азербайджаном не подписывал и подписывать не планирует.

Новые обстрелы на границе Армении и Азербайджана произошли в ночь на вторник, 13 сентября. Ереван сообщил об артиллерийских обстрелах противника. По версии Баку, ночью пограничники заметили армянских диверсантов — те пытались заминировать дороги снабжения азербайджанской стороны, завязался бой. По данным Минобороны Армении, Азербайджан возобновил наступление в направлении нескольких армянских населенных пунктов — города Джермук и села Верин Шоржа, применял артиллерию и минометы. Баку отрицает, что обстреливал территорию Армении. Уже к утру стороны договорились о режиме прекращения огня, при участии Москвы Пашинян успел провести телефонный разговор с Путиным. Впрочем, на следующий день в районе полудня обстрелы возобновились с новой силой. Стороны обвинили в нарушении режима прекращения огня друг друга.

Днем в Ереване прошли митинги с традиционным требованием отставки Пашиняна. О претензиях и настроениях армян рассказывает местный журналист Ашот Газазян:

Ашот Газазян журналист «Сейчас все боевые действия проходят на территории Армении, на территории Азербайджана ничего не происходит. Обстреливается курортный город Джермук, откуда уже бегут люди, отдыхающие, и чуть ли не побережье озера Севан. Люди думают, что Азербайджан решил силой прорвать тот самый Зангезурский коридор, о котором он так часто говорит. В принципе Армения не была против этого Зангезурского коридора, просто Армения не могла допустить экстерриториальности этого нового пути, на чем настаивают Турция и Азербайджан. На этой дороге должны работать армянские законы, таможенные пункты, пограничники и так далее. Азербайджан хочет, чтобы эта дорога по сути оторвала юг Армении от остальной ее части».

Именно Зангезурский коридор длиной в 40 километров стал поводом для нового обострения конфликта. Когда в 2020 году был заключено соглашение о прекращении огня, одним из пунктов стала организация этого коридора, между Азербайджаном и его эксклавом Нахичеванью. Пока стороны не могут прийти к соглашению по концепции работы этого коридора, трактуют договоренности по разному. Ереван трактует действия Баку как демонстрацию силы — что пробить коридор могут и военными методами. О том, как ситуация выглядит со стороны Баку, говорит политический обозреватель из Азербайджана Ниджат Гаджиев:

Ниджат Гаджиев политический обозреватель «Дело было в том, что весь последний месяц мы видели, как армянские военные силы, вооруженные формирования атакуют и постоянно обстреливают азербайджанские позиции. Это никак не могло оставаться безнаказанным, один день, второй день, и потом это переросло в систематические атаки, и весь последний месяц мы видели обстрелы на границе Азербайджана и Армении. Кроме того, данное обострение обусловлено тем, что после итогов войны в 2020 году армянская сторона искусственно не выполняет взятые на себя обязательства, которые были достигнуты в рамках соглашения между президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Москве и Сочи. Там основные пункты касаются вывода армянских вооруженных сил из Карабаха, они частично вышли, частично нет».

Если Баку действительно наносит удары по территории Армении, как уверяет Ереван, ситуация подпадает под юрисдикцию ОДКБ. Пока в организации заявили, что приступили к мерам по деэскалации, хотя Ереван, судя по всему, рассчитывает на более активное вмешательство России. Это вряд ли произойдет, считает политолог, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин:

Константин Блохин политолог, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН «Я думаю, что все-таки национальной безопасности Армении ничего не угрожает, то есть ее территориальной целостности. Потому что если, например, Азербайджан вторгнется на территорию Армении, тогда понятно, что здесь гарантом выступит Россия, потому что Россия объективно является гарантом безопасности Армении — это наш союзник. А другое дело — это Нагорный Карабах, это спорная территория, где не все так просто. Не стоит увязывать одно с другим. Понятно, что Россия выступает за мирное решение этого вопроса, и в первую очередь с использованием дипломатических инструментов. Я думаю, что эта ситуация возникла не на пустом месте. Возникла она потому, что очевидно, что сегодня главный приоритет России — это Украина, и по мере возможностей тот же Азербайджан интерпретировал это как некий шанс, что Россия как-то отмахнется. Как дальше будет развиваться ситуация, посмотрим, все-таки вполне возможно, что будет задействован наш миротворческий контингент».

Минобороны Армении сообщало, что под обстрел попадала машина ФСБ, выполнявшая гуманитарную миссию. Однако и в самом ведомстве, и в Баку эту информацию опровергли.

Все действия Азербайджана полностью поддерживает Турция. Реджеп Эрдоган заявил, что Ереван не выполняет договоренности и должен «свернуть с этого ошибочного пути». Ожидалось, что и Пашинян, и Алиев посетят саммит ШОС в Самарканде в конце недели, однако участие Пашиняна уже под вопросом. На саммите ожидается, что Эрдоган обсудит конфликт Еревана с Баку с российским президентом.

Тем временем участники закрытых консультаций Совбеза ООН единодушно высказались за скорейшее прекращение огня между Арменией и Азербайджаном и за урегулирование ситуации политико-дипломатическими средствами. Об этом поздно вечером 14 сентября заявил журналистам постоянный представитель России при ООН Василий Небензя.

Как стало известно ночью 15 сентября, Баку и Ереван договорились о прекращении огня. Об этом заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.