Как Норвегия зарабатывает на поставках газа в Европу?
Страна, не входящая в Евросоюз, уже стала крупнейшим поставщиком газа в ЕС, обогнав Россию. Она хорошо на этом заработала и явно заработает еще
Читать на полной версииКанцлер Германии Олаф Шольц заявил, что гордится тем, что Германия может стать независимой от российского газа. А в качестве альтернативных поставщиков топлива упомянул Норвегию. Правда, ранее в Евросоюзе выдвинули идею, чтобы ввести потолок цен не только на российский, но и на весь газ, значительная часть которого в ЕС поступает из Норвегии. В Осло к этому предложению отнеслись скептически.
Журнал The Economist опубликовал статью с рассуждениями о том, как Норвегия зарабатывает на поставках газа в Европу по сверхвысоким ценам. Норвегия, о которой упомянул Олаф Шольц, в общем-то и так делает то, чем гордится немецкий канцлер. Северная страна, не входящая в Евросоюз, уже стала крупнейшим поставщиком газа в ЕС, обогнав Россию. И, конечно, хорошо на этом заработала и явно заработает еще. Норвегия поставляет в Европу газ по контрактам, привязанным к спотовым ценам. И в Осло заявляли, что не готовы делать скидки европейским потребителям, потому что рынок есть рынок.
По той же причине в Норвегии против установления потолка цен на газ, не только на российский, но и на любой, поступающий в Европу. Как заявили власти страны, разрешить кризис это все равно не поможет, потому что главная проблема в том, что в Европе мало газа. Что же касается высоких цен, от которых сейчас страдают европейские потребители, на эту проблему можно взглянуть и с другой стороны. Произошло следующее. Россия резко сократила поставки топлива в ЕС. Тот начал закупать его у других поставщиков. И если бы не высокие цены, вряд ли бы последние были бы так активны на европейском рынке, замечает заместитель директора по энергетическому направлению института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению института энергетики и финансов «Чтобы быстро заместить такой большой объем, необходимы экстремально высокие цены. Потому что только они могут обеспечить приток газа из других источников. В этом году не только Норвегия, но даже Азербайджан старается нарастить добычу сверх плана. Алжир, который испытывает большие трудности с балансом газа и планировал в этом году сильно снизить экспорт, тоже пытается делать все возможное, чтобы его поддерживать. Именно потому, что в Европе более высокие цены. А если бы этого не было, Европа бы уже сейчас испытывала дефицит газа».
Однако чувствуется, что за последнее время на Норвегию накопилась обида. Взять недавнюю статью в журнале The Economist с заголовком, где сказано, что Норвегия «стыдливо наживается» на нынешней ситуации. Авторы вспоминают, как в конце XIX века французские солдаты случайно улетели из осажденного Парижа на воздушном шаре в Норвегию. А там их поили шампанским, подарили 23 тысячи франков. И это был образец норвежского добросердечия. Но, видимо, ныне таких чувств в Осло к европейцам больше не испытывают, продавая по сверхвысоким ценам энергоносители. Если раньше прибыль от их экспорта приносила Норвегии 50 млрд долларов в год, то сейчас — 200 млрд долларов. А сами норвежцы еще недавно не считали нужным выключать свет, выходя из комнаты.
Правда, сейчас ситуация изменилась. В Норвегии тоже резко повысились цены на электроэнергию. Связано это как раз с тем, что государство все-таки оказывает братскую помощь Европе, говорит житель пригорода Осло Рами Кафаров:
Рами Кафаров житель пригорода Осло «Если не быть с такой короткой памятью, предыдущее правительство, которое сменили год назад, подписало договор с Европейским союзом о поставках электроэнергии в помощь Европе перейти на зеленую энергию. Потому что в Норвегии подавляющее большинство энергии — это гидроэнергия. И это потянуло за собой еще год назад цены на электроэнергию наверх. Удар по семейному бюджету наносит то, что мы заряжаем электромашину в городе или на быстрых зарядках, там цена очень выросла; плюс из-за того, что в тех же магазинах цены на продукты выросли очень сильно. И это, опять же, из-за электроэнергии».
Зато, судя по данным The Guardian, Европа решила не вводить потолок цен на российский газ, а вместо этого может ввести налог на нефтегазовые компании. После этого ограничивать цены на топливо из любой другой страны тоже явно не будут. Ну, а Норвегия, судя по заявлениям руководства, все-таки готова к компромиссу. Если энергетические компании не будут против, то с ними можно договориться о долгосрочных контрактах. Европейские потребители получат скидку, а норвежские поставщики — стабильную прибыль в будущем.
По иронии судьбы, именно на этом в отношениях с европейскими покупателями топлива в былые времена всегда настаивал «Газпром». Доходы же рачительные норвежские власти складывают в пенсионный фонд, где скопилось больше триллиона долларов. А если бы не делали этого и поделились бы сверхприбылью от нефтегазового экспорта с населением, то на каждого норвежца пришлось бы примерно по 40 тысяч долларов, подсчитал Economist. И в этих подсчетах прослеживается даже не обида, а другое чувство, окрашенное в темные тона.