Убийц Шабтая Калмановича отправили в колонию на 60 лет
Следствие не смогло установить мотив расправы над спортивным функционером и бизнесменом. Не найден и заказчик. Исполнителей суд приговорил к длительными срокам заключения — от 18 до 22 лет
Читать на полной версииОт 18 до 22 лет лишения свободы получили по приговору Мосгорсуда трое исполнителей убийства известного предпринимателя и спортивного деятеля Шабтая Калмановича, расстрелянного в центре столицы в 2009 году. Адвокаты жителей Ингушетии Батыра Тумгоева, Али Белхороева и Багаудина Костоева уже заявили, что не согласны с приговором и намерены добиваться его отмены в апелляции.
Поддержать подсудимых на заключительное заседание в суд приехали многочисленные земляки и друзья. И хотя первым делом в зал запустили родственников фигурантов, места хватило не всем.
Погоня за киллером
Сама же процедура оглашения приговора, основанная на вердикте присяжных, уложилась в полчаса. Ранее, 13 июля, присяжные сочли доказанной версию обвинения. Она заключалась в том, что подсудимые «по предложению неустановленных лиц согласились за вознаграждение лишить жизни» Шабтая Калмановича. Кто, за сколько и почему решил лишить жизни бизнесмена, который являлся владельцем женского баскетбольного клуба «Спартак», Тишинского и Щелковского рынков и организатором гастролей звезд западного шоу-бизнеса, следствию выяснить не удалось.
Тем не менее оно установило, что по меньшей мере с 28 сентября по 1 ноября 2009 года подсудимые вели слежку за бизнесменом. 2 ноября на двух машинах они приехали к офису Калмановича, расположенному на улице Сергея Макеева в районе Красной Пресни. Когда Mercedes с предпринимателем, которым управлял его шофер Петр Туманов, выехал с парковки офиса, они проследовали за ним. Примерно в 16:45 автомобиль Калмановича остановился на светофоре на повороте к улице Новый Арбат и Смоленской набережной. Этим моментом и воспользовались преступники. Костоев, ехавший в серебристой Lada Priora под управлением Белхороева, произвел не менее двадцати четырех выстрелов в бизнесмена из пистолета-пулемета, гласил приговор. Из материалов дела следует, что Батыр Тумгоев в этот момент находился в другой машине, подстраховывая соучастников. Через несколько минут Калманович от полученных ранений скончался. Его же водитель Петр Туманов, пуля которому попала в легкое, бросился в погоню за «Жигулями». Он прекратил преследование лишь через несколько километров, врезавшись в скамейку.
Судья Елена Поспелова констатировала, что преступлению предшествовала «тщательная подготовка»: злоумышленники внимательно изучили маршруты передвижения будущей жертвы, а для связи между собой использовали мобильные телефоны и сим-карты, зарегистрированные на посторонних лиц.
«Поскольку вердиктом установлено, что подсудимые совершили убийство за вознаграждение, суд квалифицирует их действия как убийство организованной группой по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ)», — сказала она.
Также судья признала фигурантов виновными в незаконном обороте оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ) и боеприпасов. Однако по этой статье она освободила подсудимых от наказания за истечением срока давности, который составляет десять лет.
Сроки для подсудимых
Все трое фигурантов оказались ранее судимыми, причем исполнивший роль киллера Багаудин Костоев даже дважды. Последний срок в 11 реальных лет заключения он получил в 2018 году по приговору Люблинского суда столицы за разбой. А до этого он был осужден на один год и три месяца в колонии-поселении за незаконный оборот оружия.
Белхороев же был осужден Московским районным судом Санкт-Петербурга в 2005 году на семь лет лишения свободы за грабеж. Причем условно. Поэтому Мосгорсуд назначил Костоеву и Белхороеву сроки путем частичного сложения с приговорами по другим делам.
Таким образом, Батыру Тумгоеву предстоит провести в колонии 18 лет, Али Белхороеву — на два года больше, 20 лет. Багаудин Костоев был осужден на 22 года заключения. Все будут отбывать наказания в колониях строгого режима.
Заявленный к подсудимым потерпевшим Петром Тумановым иск о возмещении морального вреда на сумму 6 млн рублей суд оставил без рассмотрения, указав, что потерпевший может обратиться с ним в порядке гражданского судопроизводства. Признанная также потерпевшей по делу вдова Шабтая Калмановича, вице-чемпионка мира и чемпионка Европы по баскетболу Анна Архипова подавать иск в рамках уголовного дела не стала.
К назначенным срокам подсудимые оказались готовы и вовсе не выглядели подавленными: назначенное им наказание оказалось даже мягче, чем накануне требовала прокурор Мария Семененко. Она предлагала отправить киллера Багаудина Костоева в колонию на всю жизнь, а его подельников, Батыра Тумгоева и Али Белхороева, осудить к 24 и 25 годам заключения.
Гособвинитель заявила Business FM, что примет решение о возможности подать апелляционное представление после изучения копии приговора.
«Левый» биллинг?
Адвокаты же пообещали, что однозначно это сделают. Так, по мнению защитника Батыра Тумгоева Руслана Хасанова, вина подсудимых доказана не была, а присяжные вынесли обвинительный вердикт, руководствуясь эмоциями. Он считает, что в ходе процесса был допущен ряд нарушений закона. Так, несмотря на то что в суде присяжных запрещено приводить данные о личности подсудимых, в том числе сообщать о предыдущих судимостях, прокурор «пыталась их очернить», сообщая о судимостях, хотя и не напрямую, сказал адвокат.
Хасанов считает, что обвинение было построено на «единственном» доказательстве, которое защита считает «фальшивым». А именно на биллинге телефонных соединений фигурантов. «Заказчика нет, организатора нет, даже биллинг — и тот «левый», — заявил Руслан Хасанов Business FM. Он отметил, что если поверить в то, что данные о телефонных соединениях предполагаемых соучастников существовали с 2009 года и по ним проводились оперативно-розыскные мероприятия, то не ясно, почему еще много лет назад к подсудимым у правоохранителей не возникли вопросы. «Потом оперативное дело, в котором якобы лежал этот биллинг с судебными разрешениями, уничтожили за сроком давности, и эти детализации подняли вновь только в 2019 году. При этом из десяти файлов в семь были внесены изменения, чтобы состыковать по времени мобильные номера убийц с личными номерами подсудимых», — утверждает защитник.
Комментируя это заявление, Мария Семененко заявила Business FM, что «все доказательства по делу, в том числе биллинг, были получены в соответствии с законом». «Адвокаты пытались опорочить их в суде, но им это не удалось», — сказала прокурор.
Предполагаемых исполнителей убийства Шабтая Калмановича удалось установить лишь в 2019 году. Багаудин Костоев к этому времени уже находился в колонии по своему второму делу. По данным газеты «Коммерсантъ», его соучастники Батыр Тумгоев и Али Белхороев принадлежали к одному из самых закрытых на Северном Кавказе религиозных братств — последователей шейха Батала-хаджи Белхороева. Али Белхороев же и вовсе являлся его прямым потомком. Свою вину фигуранты никогда не признавали.