Будут ли у взрыва в Кабуле последствия для отношений между Россией и Афганистаном?
Ответственность за взрыв у российского посольства в Кабуле, унесший жизни не менее восьми человек, взяло на себя ИГИЛ. Историк и востоковед Дарья Митина говорит, что противостояние между «Талибаном» и ИГИЛ — это большой миф
Читать на полной версииОтветственность за взрыв у российского посольства в Кабуле взяло на себя ИГИЛ. О том, что во взрыве, в котором погибли два сотрудника посольства, виновата эта запрещенная в России (как и в большинстве других стран) террористическая группировка, сообщило агентство Reuters.
Погибших от взрыва по меньшей мере восемь, и как минимум 15 человек получили ранения. По словам очевидцев, афганские силы безопасности не успели среагировать на появление смертника. Но сами талибы (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ. — BFM) заявляют, что они сработали почти идеально, быстро открыв огонь на поражение. Некоторые комментаторы уже говорят, что теракт был организован силами, которые не заинтересованы в налаживании связей между Москвой и Кабулом, имея в виду именно «Исламское государство». Говорит руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович:
Никита Мендкович политолог, глава Евразийского аналитического клуба «Там крайне активной остается группировка ИГИЛ, и так называемый «Вилаят Хорасан» (часть запрещенной ИГИЛ. — BFM) совершал теракты на протяжении всех последних десяти лет и более, с 2009 года они в республике. В течение последнего года они воюют против правительства «Талибана», минувшей осенью совершили теракты в мечетях в разных регионах Афганистана, так что, скорее всего, это очередная их атака. Дестабилизировать ситуацию в стране, подорвать доверие населения к «Талибану», сорвать поставки продовольствия, топлива и лекарств, по которым делегация «Талибана» не так давно договорилась в Москве, — это возможные цели данного теракта, если верно предположение о том, что основной целью было посольство России. Я считаю, что это не приведет к прекращению дипломатических отношений, поскольку в условиях современного Афганистана дипломаты вынуждены первыми встречать угрозу, чтобы избежать полноценного использования войск России и ее союзников в Центральной Азии. Фактически дипломаты — это первая линия обороны, и в горячих точках они становятся первыми жертвами террористической войны».
2 августа президент США Джо Байден объявил о ликвидации в Кабуле ударом с беспилотника лидера «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещена в РФ. — BFM) Аймана аз-Завахири. Как заявлял еще год назад российский МИД, Москва считает эту организацию «угрозой для мира». Однако считающийся наследником Усамы бен Ладена Айман аз-Завахири совершенно открыто жил в Кабуле.
Россия — одна из немногих стран, которые не эвакуировали свое посольство из Афганистана после того, как движение «Талибан» пришло к власти в августе прошлого года. И это было большой ошибкой, уверена историк и востоковед Дарья Митина:
Дарья Митина историк и востоковед «Вражда «Талибана» и ИГИЛ — это большой миф, как и вражда «Талибана» и «Аль-Каиды». И «Талибан», и ИГИЛ, и «Аль-Каида» — это явления одной природы. Внешне есть элементы противостояния, но это миф, который всех устраивает, «Талибан» именно с этой аргументацией заключал сделку с Соединенными Штатами, которая и привела их к власти в конечном итоге. В США под этот миф лоббисты выбивают деньги в военный бюджет. Почему Российская Федерация считает ИГИЛ террористами, «Аль-Каиду» террористами, а с талибами пытается подружиться — для меня большая загадка».
Москва официально не признает правительство талибов, однако в августе Минпромторг вел с их представителями переговоры о поставке из России нефти и нефтепродуктов, зерна и подсолнечного масла. А по словам министра промышленности в правительстве талибов Нуриддина Азизи, которые тогда привело агентство РИА Новости, Кабул рассчитывает закупить у Москвы около миллиона баррелей нефти, если не больше.