Суд приговорил советника главы «Роскосмоса» Сафронова к 22 годам колонии
Мосгорсуд счел доказанной его вину в двух эпизодах госизмены. Они касаются передачи секретных сведений представителям чешской и немецкой разведки. Подсудимый вину отрицал. Защита решила подать апелляцию в день приговора
Читать на полной версииОбновлено в 17:32
Мосгорсуд приговорил к 22 годам колонии строгого режима и штрафу в 500 тысяч рублей советника главы «Роскосмоса», бывшего журналиста газет «Коммерсантъ» и «Ведомости» Ивана Сафронова. Кроме того, после отбытия основного срока ему назначено два года ограничения свободы. Как передает корреспондент Business FM, он был признан виновным в госизмене (ст. 275 УК РФ).
Подержать Ивана Сафронова приехали около сотни коллег, друзей и родственников. Предвидя наплыв толпы, в Мосгорсуде для оглашения приговора выделили самый большой зал в здании апелляционного корпуса. Он оказался забит до отказа. Также была организована телетрансляция в основном здании.
Так как дело имеет гриф «секретно», а процесс над Сафроновым проходил в закрытом режиме, судья Дмитрий Гордеев огласил только вводную и резолютивную части приговора. На это ушли считаные минуты. Судья нашел доказанной вину Ивана Сафронова по обеим эпизодам госизмены, назначив за каждый из них по 16 лет лишения свободы со штрафами 300 тысяч рублей. По совокупности же совершенных преступлений путем частичного сложения наказания окончательный срок он определил в 22 года лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей.
Наказание Иван Сафронов встретил, не демонстрируя эмоций. Сочувствующие же ему граждане в знак поддержки принялись скандировать имя журналиста. Среди них была и сестра Сафронова Ирина. Она назвала назначенный брату срок «запределом». «Все будет нормально, я тобой горжусь!» — успела она прокричать подсудимому, прежде чем приставы вывели всех из зала.
Адвокат Сафронова Дмитрий Катчев заявил Business FM после оглашения приговора, что судебный акт будет обжалован защитой в апелляционной, кассационной и других судебных инстанциях страны. «Мы будем добиваться оправдания», — сказал он радиостанции.
Позже, давая комментарии СМИ, он назвал приговор «неадекватным», отметив, что «избитые фразы относительно незаконности и необоснованности» приговора «не могут отразить всего того абсурда, который сегодня произошел и свидетелями которого мы все стали». «Ивану Сафронову дали 22 года за его журналистскую деятельность. Я хочу, чтобы каждый из вас, кто сейчас на меня смотрит, подумал о том, а стоит ли вообще оставаться в этой профессии, если человеку за то, что он делал свою работу, дали 22 года», — сказал он.
Другой защитник Сафронова, Даниил Никифоров, сообщил, что апелляционную жалобу на приговор адвокаты подадут уже сегодня. По его словам, не питая иллюзий относительно исхода дела, защитники подготовили ее заранее. Отвечая на вопросы журналистов, он рассказал, что полную копию приговора адвокатам обещали выдать уже сегодня, что является редкостью, особенно по такой категории дел.
При этом адвокат не стал комментировать, какие процессуальные нарушения, на взгляд адвокатов, были допущены в ходе процесса, заметив, что для этого потребуется «созвать пресс-конференцию». Он добавил, что защита не ставит точку в деле Ивана Сафронова и «для начала» будет пытаться добиться смягчения ему срока.
Комментируя же назначенный Сафронову срок, Никифоров вспомнил наказание, которое в свое время было назначено бывшему полковнику ГРУ Сергею Скрипалю. Осужденный за шпионаж в пользу Великобритании он в свое время получил 13 лет лишения свободы.
«Почему-то сочли, что десятки тысяч секретных документов, действительно секретных, грифованных, переданных иностранным спецслужбам, заслуживают 13 лет [колонии], а деятельность Вани Сафронова — двадцати двух», — сказал адвокат.
Никифоров отметил, что его подзащитный ни два года назад, ни сейчас «ни на секунду не сомневался в своей правоте» и в своей невиновности, так же как и его адвокаты.
Два эпизода
Советник генерального директора «Роскосмоса» по информационной политике Иван Сафронов был задержан сотрудниками ФСБ 7 июля 2021 года, когда он собирался на работу. В тот же день вечером его арестовали. В госкорпорации он успел проработать всего два месяца. До этого 30-летний Сафронов на протяжении девяти лет был одним из ведущих журналистов газеты «Коммерсантъ», занимался освещением деятельности военного и военно-технического сотрудничества, оборонно-промышленного комплекса и космической промышленности. Предъявленное ему обвинение касалось периода, когда он работал в СМИ.
Сафронову вменили два эпизода госизмены. Так, по версии ФСБ, в 2012 году журналист познакомился в соцести с бывшим корреспондентом чешской газеты Lidovе noviny и экспертом по постсоветским и балканским странам Мартином Ларишем. Его следствие считает представителем разведывательной службы Чешской Республики — управления по связям за границей и информации МВД Чехии, которое подконтрольно НАТО. Обвинение гласит, что Лариш завербовал журналиста, который стал выполнять его «шпионские задания» и собирать для него информацию «под прикрытием журналистской деятельности». По данным следствия, с марта 2017 года по январь 2018 года Сафронов подготовил и отправил Ларишу шесть отчетов, которые содержали сведения в отношении средств космической разведки Вооруженных сил Российской Федерации, а также о военно-техническом сотрудничестве России со странами, входящими в Организацию договора о коллективной безопасности, Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова. За это он получил денежное вознаграждение в размере 87 100 евро и 80 500 рублей.
Второй эпизод дела связан с отправкой в декабре 2015 года Сафроновым сведений о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации в Сирии политологу Демури Воронину. Последний имеет двойное гражданство России и Германии и действовал, как считает ФСБ, в интересах Федеральной разведывательной службы Германии (BND), а также Цюрихского университета Швейцарии. За это Сафронов получил от Воронина денежный перевод на сумму 248 долларов.
Следствие полагает, что переданные Сафроновым сведения содержали информацию, составляющую гостайну, и могли быть использованы НАТО против безопасности Российской Федерации путем нанесения ущерба интересам.
В частности, они могли раскрыть данные о возможности средств космической разведки Вооруженных сил РФ, создать условия, которые препятствуют поставкам российской продукции военного назначения иностранному заказчику, а также привести к увеличению количества поставляемых противоборствующей стороне вооружений иностранными государствами, конкурирующими с Российской Федерацией.
Показания «вербовщиков»
Сафронов вину отрицал. В интервью газете «Коммерсантъ» он заявил, что помогал Ларишу после его увольнения из СМИ раскручивать его собственный интернет-проект «Информационное агентство анализа и профилактики безопасности». Оно рассылало подписчикам дайджест СМИ и аналитические материалы на платной основе.
Аналогичные показания Лариш дал в Праге адвокатам Сафронова 18 августа 2022 года. Защита просила Мосгорсуд приобщить протокол его опроса, но суд в этом отказал. Ранее Мартин Лариш в интервью ВВС (сайт СМИ заблокирован на территории России) отрицал связи с любой разведкой.
Демури Воронина арестовали в феврале 2021 года в Москве. Его обвинили в госизмене. Защита Сафронова заявила, что он изначально признал вину, заключив сделку со следствием и дав показания против Сафронова. Однако, выступая в Мосгорсуде на процессе Сафронова как свидетель, он признался, что оговорил журналиста.
Вина «там, где ее нет»
Адвокаты подсудимого настаивали на том, что доступа к секретным сведениям Сафронов не имел и его судили за журналистскую деятельность. Также, по мнению адвокатов фигуранта, вина подсудимого в получении денежного вознаграждения от иностранных спецслужб доказана не была. Сам Сафронов утверждал, что все переданные им сведения он взял из открытых источников, однако суд не дал приобщить документы, свидетельствующие об этом.
В последнем слове Иван Сафронов заявил, что не может признать вину «там, где ее нет». «В деле нет ни одного слова о том, что я хоть раз держал в руках хоть один секретный документ. Потому что я не только не держал, но и не видел», — сказал подсудимый.
Он заявил, что ни один из допрошенных в суде свидетелей, включая секретоносителей и засекреченных свидетелей, не сказал о нем хоть что-то, что подтверждало бы версию следствия о его якобы «шпионской деятельности».
Защита просила Сафронова оправдать. В то же время прокуратура сочла его вину доказанной. За два эпизода совершения госизмены (ст. 275 УК РФ) гособвинитель Борис Локтионов просил для подсудимого 24 года колонии строгого режима. Защита утверждает, что ранее прокурор предлагал Сафронову признать вину, обещая, что в этом случае он получит 12 лет лишения свободы.