На счет «Литовских железных дорог» переведено 2,5 млн евро за перевозку российских и белорусских грузов, заявил гендиректор компании Эгидиюс Лазаускас. По его словам, этой суммы хватит на три-четыре недели перевозок, в том числе в Калининград.

Лазаускас добавил, что авансовые платежи и раньше принимались от так называемых рискованных клиентов. Россия стала одним из таких после 24 февраля.

Ранее все транзакции за транзит шли через литовский Шяуляй банк. Он перестал принимать расчеты в рублях с середины августа, а с сентября планировал полностью прекратить обслуживать российских клиентов.

Что изменилось? Комментирует президент Ассоциации калининградских мебельщиков Евгений Перунов:

Евгений Перунов президент Ассоциации калининградских мебельщиков «Вчера была информация из европейских источников о том, что европейская служба по финансовому контролю разъяснила Литве, что по транзиту пассажирских поездов банки Литвы могут принимать платежи. Что касается транзита санкционных грузов — все такие отправки согласуются индивидуально. Как я понимаю, теперь контроль еще ужесточили, потому что Литва заявляла о том, что они недостаточно в предыдущие периоды контролировали, и сейчас они будут более досконально это делать».

В ближайшие несколько недель банки должны определиться, как они будут проводить платежи, считает председатель совета директоров агропромышленного комплекса «Залесье» Андрей Романов:

— По сути, есть попытка ограничить транзит. Вначале были какие-то ограничения искусственные — типа ограничение транзита санкционных грузов. Теперь это попытки что-то придумать с платежами и с оплатами. Мы действуем по обстановке. Конечно, это приводит к тому, что все больший поток грузов уходит через морской путь — то есть Ленинградская область, Калининградская область.

— Гендиректор «Литовских железных дорог» заявил, что тех денег хватит ненадолго. Это констатация факта или это намек на то, что в дальнейшем могут возникнуть трудности, или он намекает, что они цену поднимут?

— Цену они вряд ли задерут. Он намекает на то, что это как раз время, за которое банки — а мы понимаем, что банки самостоятельно принимать решения не будут, они все равно пойдут в правительство (литовское или европейское) — должны будут рассмотреть следующие платежи и принять решение по дальнейшим приемам средств. Поэтому я думаю, что эти решения в течение следующей недели будут обозначены и мы поймем, как дальше будет развиваться ситуация.

В четверг, 1 сентября, Владимир Путин на встрече с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым заявил, что власти сделают перевозки в Калининград удобнее и экономически целесообразнее. Глава региона попросил президента поручить Минтрансу переместить свободные паромы и сухогрузы из Черного моря и других бассейнов в Калининградскую область. По словам Алиханова, это позволит обходить ограничения Литвы и снизит стоимость маршрутов для локального бизнеса.