О чем будут «Разговоры о важном» в школах?
Такие уроки ввели в программу российских школ. Сотрудники Business FM поговорили с учителями и с директорами школ: как они понимают представленные им рекомендации и о чем планируют говорить с учениками?
Читать на полной версииМинпросвещения добавило в школьную программу патриотические уроки под названием «Разговоры о важном». Занятия появились в расписании всех школ — каждый понедельник первым уроком. Уже 12 сентября учителя должны провести разговор на тему «Наша страна — Россия» с «патриотизмом» и «любовью к Родине» как основными «формирующимися ценностями».
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на методичку, третьеклассников и четвероклассников учитель должен будет подвести к мысли, что «любовь к Родине — не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за нее». Ожидается, что третьи-четвертые классы смогут процитировать пословицы «Счастье Родины дороже жизни» и «За Родину-мать не страшно умирать». Для пяти- и семиклассников в программе есть упоминание спецоперации. Спецоперация в методичке, по данным «Коммерсанта», названа «проявлением подлинного патриотизма». В материалах для старшеклассников говорится: настоящие патриоты «готовы защищать свою Родину с оружием в руках». Впрочем, оговаривается, что это «не единственный путь проявления патриотизма»: в пример приводится «знание истории страны, уважение ее культуры и традиций».
Тематический план уроков расписан на весь учебный год. О чем на них будут говорить учителя?
Заслуженный учитель России, директор центра образования № 109 Евгений Ямбург:
«Разговор о важном, правда, нужен. Но это действительно должно быть важное, то, что волнует детей, учителей и родителей. Вот я читаю методичку — там красные даты календаря. Патриотизм есть липовый, картонный, а есть глубокий. Сейчас у меня 55 филиалов в России, это клинические школы, где лежат дети с раком, ожидающие почку и так далее. Сейчас только что недавно в Белгороде, прифронтовая зона, открыли такую школу в клинике. Мало того что эти ребятки, как называется, с раком, без почки и так далее, при малейшем звуке они сразу залезают под кровать, и это травма такая, после которой их надо будет год восстанавливать. Мы не спрашиваем, откуда они — Мариуполь, Киев или Харьков, — в этой ситуации мы не учим детей ненависти, а учим, как жить и как научиться понимать и чувствовать друг друга, — то, что называется немодным сегодня словом «толерантность» (не нравится толерантность, скажите — великодушие). Так что есть о чем разговаривать».
Учитель одной из столичных школ Марина:
«Методическое планирование, рекомендации действительно есть в журнале. У нас было заседание педагогического совета по поводу этого предмета — «Разговор о главном». Ну а методические рекомендации — это же рекомендации: каждый учитель, на мой взгляд, вправе выбирать для себя какие-то главные нравственные критерии. Если я, например, филолог, преподаватель русского языка и литературы, я акцент сделаю именно на русской культуре, на русской литературе. Честно скажу, когда мы собирались с педагогическим коллективом и разговаривали, мы вообще не употребляли эти высокие слова — патриотизм, спецоперация, мы говорили о том, что нужно воспитывать достойного гражданина России, прививать им какие-то высокие нравственные качества, и каждый классный руководитель вправе сам выбрать форму проведения этого урока. Это может быть видеоурок, это может быть в виде диспута. Сегодня у нас в школе был первый урок, и назывался он «Россия — великая держава». Можно было начать этот урок со стихотворения, например, Константина Симонова «Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города…», рассказать, что собой представляет Россия с точки зрения истории культуры, литературы, географии, то есть именно ненавязчивого патриотизма, но патриотизм, конечно, на мой взгляд, воспитывает».
Учитель географии, почетный работник образования Леонид Перлов:
«Сравнивать тогда и сейчас, на мой взгляд, некорректно. Как было тогда — было в абсолютно иных условиях, в совершенно другой стране, в другом обществе. Да, политинформации были. Информация, которая на этих политинформациях доводилась в то время — 1980-е годы, конец 1970-х, когда я начинал работать, — берешь газету «Правда» или «Известия», с отдельными выдержками доводишь до детей. Причем частенько это делали сами дети по заданию учителя. Пользы от этого было, на мой взгляд, немного, но жить особо не мешало. Сегодня этот формат неприменим, поскольку помимо газеты «Правда» и газеты «Известия» имеются и другие источники информации, и информация, которая там содержится, сильно разная. То, что спущено в качестве тем, а я видел эти темники, к реальной жизни и к реальной школьной практике отношения не имеет. Бесценное время в школе, которого вечно не хватает, уйдет на это, ничего хорошего я в этом не вижу. К тому же любые попытки что-либо навязать современным детям обречены, они будут сопротивляться».
В постсоветское время в российских школах вводили прослушивание гимна также по утрам по понедельникам. Но эта практика была недолгой.