В российских школах запретили использовать мобильные на уроках
Кто и как будет контролировать соблюдение запрета, министр не уточнил. По словам главы Минпросвещения Сергея Кравцова, такие правила введены, «чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий»
Читать на полной версииОбновлено в 14:50
С нового учебного года, то есть с 1 сентября, в российских школах введен запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил на общероссийском родительском собрании. Кто и как будет контролировать соблюдение запрета, министр не уточнил. По словам Кравцова, такие правила введены, «чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий»:
Заслуженный учитель России, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что ввести запрет на использование телефонов на уроках — идея малореалистичная:
Евгений Ямбург заслуженный учитель России, директор московского центра образования № 109 «На мой взгляд, оно малореалистично по той простой причине, что мобильный телефон — это частная собственность детей, отбирать мы не можем, только если родители согласны. Но есть вторая сторона и третья. Вторая заключается в том, что это связь с родителями, и родители контролируют, где дети. И третий момент, я не очень верю в запретительные меры, просто надо уметь использовать в мирных целях. У современных учителей, слава богу, таких уже немало. Например, на урок физкультуры они специальные датчики ставят на телефоны, и дети сами смотрят свой кровоток, давление. С помощью мобильного телефона на расстоянии многих километров определяется высота горы. То есть понятно, что там грязи много, во всем этом интернете, грязи и в жизни много на самом деле, интернет просто отражает жизнь. Я знаю учителей, кстати, это замечательные учителя, которые не запрещают, а запретный плод сладок, а наоборот, используют это в целях развития и оснащения уроков. Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад».
По словам министра просвещения, у его дочери, которая идет в восьмой класс, смартфона не было до 14 лет.
Кравцов также заявил, что никаких электронных учебников и электронных тетрадей взамен бумажных быть не может. «Обычные тетради и учебники», — сказал он. И такие заявления звучат достаточно странно с учетом внедрения в последние несколько лет всевозможных технологий в процесс обучения. Вспомним ту же Московскую электронную школу, сокращенно МЭШ.
Свежие заявления министра комментирует Кирилл Загустин, учитель школы Выборгского района Санкт-Петербурга, который преподает историю и обществознание, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»:
— По поводу бумажных учебников, в этом есть зерно истины, потому что для обучения бумагой пользоваться гораздо удобнее. Элементарно переворачивать страницы, что-то выделять в тексте, делать закладки. На планшете это можно делать, но это гораздо медленнее и менее удобно. А вот к вопросу о том, что у нас было раньше направление на социализацию, а теперь мы внезапно поворачиваем назад, я думаю, всем понятно, с какими событиями связаны такие консервативные повороты.
— А что по поводу мобильных телефонов?
— Если мы говорим применительно к старшей школе, это поворот назад. Много учителей внедряют электронные способы обучения, всякие сервисы — онлайн-викторины, построение карт, совместная работа на уроке в каком-то онлайн-пространстве, типа электронной доски. Это эффективно для старшей школы. А с начальной школой этот запрет вполне может оказаться позитивным. Наверное, Кравцов плохо понимает, как вообще построен современный процесс обучения в школе, особенно после пандемии, когда учителя даже старшего поколения смогли внедрить цифровые способы обучения. А сейчас давайте мы все запретим и будем работать по старинке, но тогда через десять лет мы пожнем плоды неэффективной системы обучения. Учителя, которые боятся, что телефоны будут отвлекать детей от урока, плохие учителя. Если учитель проигрывает в битве за внимание телефону, он делает что-то не так.
Григорий Крамской — психолог, коуч, отец пятерых детей — считает, что запрещать телефоны на уроках поздно, так как они прочно вошли в нашу жизнь:
Григорий Крамской психолог, коуч, отец пятерых детей «Когда были придуманы шариковые ручки, их усиленно пытались запретить со словами, что они портят руку, почерк и так далее. Когда не понимаешь чего-то и не видишь возможности встроить некоторое новшество в текущий распорядок жизни, нередко встаешь против этого новшества. Учитель должен быть уже не источником знаний, он в большей степени помощник на пути и советник в процессе обучения, но пока к этому не готовы ни министерство образования, ни большинство родителей. Когда 15 лет назад мы говорили: выключите мобильные телефоны, сдайте их при входе на тренинг, казалось, что это правильный способ борьбы с телефонами. Сейчас я говорю, что используйте, пожалуйста, свои телефоны во время тренинга для того, что касается тренинга. Надо учиться правильно использовать приборы, будь то телефоны, планшеты сейчас, завтра это будут интерактивные очки, послезавтра это будет еще что-то. Когда есть живой учитель в классе, он общается с детьми, нам стоит помочь учителю, чтобы конкуренцию с телефонами учитель выиграл. Но помогать через запрет телефонов не совсем правильная помощь, лучше, чтобы учитель научился выигрывать эту конкуренцию. Подчас бывает выгоднее привлечь телефоны на свою сторону».
Накануне помощник президента Владимир Мединский предложил запретить ученикам использовать смартфоны в школах. По его мнению, гаджеты нужно оставлять в специальных шкафчиках на время занятий. Мединский вчера заявил, что сделать это можно в качестве эксперимента, а начать с Москвы.
В некоторых столичных школах ранее уже был подобный эксперимент. Учителя собирали телефоны на время урока, в частности в средних классах. Но многие дети стали приходить с двумя мобильными: один сдавали, другой оставляли у себя. И от эксперимента в итоге отказались.