«Коммерсантъ»: Mercedes-Benz может окончательно уйти из России
Почему Mercedes принял такое решение, что будет с сотрудниками корпорации и кто может купить имущество немецкого автоконцерна?
Читать на полной версииMercedes-Benz хочет продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипове, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, сделка находится уже на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом».
Причем еще в начале июля стало известно, что Mercedes планирует продать одному из дилеров и другое имущество в стране, в том числе дилерский центр, склад и офис.
Опрошенные Business FM эксперты в один голос говорят: Mercedes не хочет уходить с российского рынка. Представительство компании было даже во времена Советского Союза. Корпорация приложила много усилий, чтобы создать успешный бренд и эффективный сервис. Но в текущей ситуации издержки слишком высоки. Как минимум репутационные. К тому же, как у всех в отрасли, есть сложности с поставками комплектующих и продажами. По данным «Автостата», за период с января по июль у Mercedes они снизились почти на 40%. Один из сотрудников завода автоконцерна в Есипове рассказал Business FM, что официальная позиция руководства следующая: точной информации пока нет, компания держит курс на продолжение работы на российском рынке, но вариант ухода тоже рассматривается. В таком случае всех сотрудников завода уволят.
На вопрос, много ли сейчас работы, наш собеседник не ответил, сославшись на коммерческую тайну. Но сказал, что ходит на предприятие по мере необходимости, а некоторые коллеги уже начали искать подработку. Ситуация неопределенная, но дела у Mercedes идут плохо, отмечают эксперты.
Исходя из отчета компании за второй квартал, с января по июнь потери бизнеса в стране в легковом сегменте составили больше 650 млн евро. Также в документе упомянуты риски экспроприации имущества бренда в России, и некоторые предполагают, что корпорация хочет уходить именно из этих опасений. Теоретически экспроприация возможна, но на нее вряд ли кто-то пойдет, это бессмысленно, уверяет главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
— Все-таки есть трезвые люди, которые понимают, что, если мы конфискуем, экспроприируем, заберем какой-то завод, мы заберем просто коробку с оборудованием. У меня ассоциация: пустая квартира, в которой есть плита и сковорода. Можно на ней готовить? Можно, если есть повар и ингредиенты, продукты.
— Кого-то привлечь из отечественных производителей?
— У нас два отечественных производителя легковых автомобилей — УАЗ и «АвтоВАЗ», у которых избыток производственных мощностей. Не нужны никому лишние. Это просто обуза сплошная, если у вас только нет готового понимания, готового проекта и компании, которая хочет зайти на рынок».
Такой готовый проект, возможно, есть у дилера «Автодом». Участники рынка называют его главным претендентом на завод Mercedes. А значит, вероятно, и на другое имущество бренда: склад, офис и дилерский центр. Представители дилера ранее заявляли, что хотят расширить бизнес и выйти в новые сегменты. Более того, глава «Автодома» в интервью «Автостату» рассказывал, что компания хочет развиваться не только в авторетейле, но и в автопроизводстве.
Завод Mercedes может заинтересовать и партнеров из дружественных стран. Китайская Chery, у которой есть проект по локализации производства в России с концерном «Соллерс», передумала выпускать машины на заводе УАЗ из-за риска вторичных санкций, написали «Ведомости». Ульяновский автозавод попал под ограничения ЕС еще в начале июня. Теперь китайская компания ищет новую производственную площадку. И завод Mercedes мог бы ей подойти. Продолжит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Впрочем, цель потенциальной сделки немецкого автоконцерна с одним из дилеров — это защитить владельцев Mercedes, отмечает Артем Бобцов. Корпорация хочет дать возможность кому-то в России относительно легально поставлять запчасти в Россию и обслуживать машины, в том числе по гарантии. Для Mercedes важна репутация в мировом сообществе в условиях санкций против России. Однако значение репутации в глазах клиентов, купивших автомобиль, тоже сложно переоценить.