Обмен активами и революция на главной странице «Яндекса»: новостной агрегатор и «Дзен» продают VK
VK, в свою очередь, выходит из совместного холдинга со «Сбером», приобретает 100% акций Delivery Club и передает их «Яндексу». «Новости» и «Дзен» после закрытия сделки будут доступны на портале dzen.ru. Рынок воспринял сделку как позитивную для обеих компаний
Читать на полной версииОбновлено в 18:30
Корпорация «Яндекс» продает свой новостной агрегатор и платформу «Дзен» компании VK. После закрытия сделки стартовая страница «Яндекса» будет находиться по адресу ya.ru, внешне она будет похожа на начальную страницу Google, где есть только поисковая строка. Раньше эта версия использовалась в качестве облегченной версии главной страницы.
Мобильное приложение «Яндекс» для Android сменит название на «Яндекс Старт», приложение для iOS продолжит работать без «Дзена» и «Новостей», сообщили в компании.
VK, в свою очередь, выходит из совместного холдинга со «Сбером», приобретает 100% акций Delivery Club и передает их «Яндексу». После сделки сервис доставки продолжит работать под своим брендом, приложение и сайт останутся, заявил глава «Яндекс.Еды». Delivery Club и «Яндекс.Еда» перейдут на единую технологическую платформу.
Кому наиболее выгодны все эти сделки? Комментирует гендиректор группы компаний Comnews Леонид Коник:
— С точки зрения прямых денежных потоков, наверное, можно с натяжкой назвать «Яндекс» выигравшей стороной. Он отдал новостные ресурсы, которые впрямую не приносят кеш-флоу, и получил форму доставки, которая прямые деньги приносит. При этом очевидно, что такие ресурсы, как «Яндекс.Новости» и «Дзен», привлекали огромное количество пользователей и косвенно, конечно, позволяли привлечь на свою площадку дополнительно людей. Но при этом очевидно, что сделка эта не столько бизнес, сколько политическая.
— Последнее время новости были важны «Яндексу» с точки зрения притока трафика?
— Да однозначно, новости были одним из массовых ресурсов наряду с собственно поиском, поэтому, конечно, новости — это важно, но для «Яндекса» это был токсичный ресурс. «Яндекс» постоянно ловили за руку на том, что он вмешивается в поисковую выдачу или иные новости либо поднимает, либо, наоборот, сознательно притушивает, и конечно все это разрушало репутацию «Яндекса».
Будущее «Дзена» предсказать сложно, отмечает автор телеграм-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин:
Алексей Никушин автор телеграм-канала «Интернет-аналитика» «Если мы говорим о том, что «ВКонтакте» — это все-таки только контентные проекты, только user-generation-контент, то, действительно, «Дзен» может продолжать себя хорошо чувствовать. Для рядового пользователя в России ничего не изменится, и «ВКонтакте» как медийный холдинг будет максимально стараться увеличивать количество трафика на эти новые активы. Здесь сложно судить о том, как будет работать связка новостей и «Дзена», но с некоторой долей уверенности можно говорить о том, что контент, выдаваемый «Дзеном» в контексте той или иной новости, может изменить ее восприятие отдельно взятым человеком. Насчет того, как работают алгоритмы «Дзена», они работают так же, как рекомендательные алгоритмы у «ВКонтакте», как тот же самый «Прометей». Кажется, что в базу заложено понимание того, что какому-то конкретному человеку нравится та или иная тема, поэтому ему рекомендуется контент, который, по мнению алгоритма, релевантен для этого человека».
О том, что «Яндекс» хочет быть технологической корпорацией и продать свои медиасервисы, стало известно еще в марте. Компания не раз подвергалась критике, особенно в отношении отбора новостей. О том, что «Сбер» и VK хотят продать Delivery Club и потенциальным покупателем может быть «Яндекс», СМИ писали еще в начале июля. По словам экспертов, сделка выгодна для компании. Выручка Delivery Club по итогам прошлого года превысила 16 млрд рублей, сервис выполнил почти 90 млн заказов. По оценкам аналитиков, в 2020 году Delivery Club занимал почти 18% рынка готовой еды в России, а у «Яндекс.Еды» было около 10%.
По данным проекта «Тинькофф дата» за первый квартал, именно Delivery лидировал на рынке доставки готовой еды. Его доля по количеству покупок составляла 42%. «Яндекс» занимал второе место с долей в 35%. После того как ему перейдет Delivery, корпорация станет монополистом с долей в 77%. В то же время, если брать рынок доставки продуктов, так называемый Е-grocery, то там, по данным «Инфолайн», лидирует «Сбермаркет». А у «Самоката», который останется у «Сбера», — четвертое место.
О синергии, которую получит «Яндекс», рассуждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
О конкретных сроках реализации этого плана пока никто не говорит. Стороны уточняют, что сделку сначала должен одобрить регулятор. В качестве базового сценария рассматривается варинат закрытия сделки до конца года.
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко сомневается в перспективах удачного перевода трафика со страницы «Яндекса» на новую площадку, но признает, что другого механизма проведения такой сделки он тоже не видит:
— Сама по себе сделка передачи новостного агрегатора без трафика как-то не работает. Я плохо пока себе представляю, каким образом сделать так, чтобы трафик не утерялся и у «Контакта» была возможность аудиторию «Дзена» и «Новостей», по сути, ассимилировать и создать самостоятельный ресурс. Будет ли это работать, если с «Яндекса» будет редирект на dzen.ru, мне представляется очень сомнительным, честно говоря. Мне вообще кажется, что пока мало кто представляет точно, как все это будет, прогнозировать последствия тяжело, но при редиректе, скорее всего, со временем трафик будет очень быстро уменьшаться. Если люди внезапно вместо привычного для них «Яндекса» будут попадать на другой ресурс, отток будет очень быстрым и большим.
— Для СМИ это критично? Для которых трафик из «Яндекса» очень значим.
— Вопрос в том, что, действительно, «Яндекс.Новости» был нестандартным с точки зрения любых новостников, не только российских, но и мировых. Google, например, не выпячивает свой новостник, он просто его формирует из поискового трафика. Плюс он играет со своей выдачей, но при этом сам по себе новостник Google не является сильным трафик-генератором. А «Яндекс.Новости» всегда генерил трафик для СМИ, и многие СМИ просто на нем жили. Если будет резкое изменение, то, возможно, СМИ, их много, у которых трафик с «Яндекс.Новостей» составляет 70-80%, останутся без аудитории, без охвата и без денег, которые им платили либо за продвижение контента, либо, условно говоря, новостного влияния. Вряд ли у СМИ доходы были какие-то от рекламной части, там все-таки не такие большие, но при резком изменении многие СМИ могут остаться именно без основного трафика, потому что они на него рассчитывали и на нем, собственно говоря, жили.
Что будет с «Яндекс.Новостями» после завершения сделки по обмену активами между «Яндексом» и VK? «Яндекс» после закрытия сделки переедет по адресу ya.ru. А страницы yandex.ru в интернете больше не будет.
А все, кто будет пытаться зайти на страницу под ее старым названием, будут автоматически перенаправлены на страницу dzen.ru. Там-то они и найдут тот самый топ новостей, рассказал Business FM официальный представитель VK Алексей Меркутов:
— У «Дзена» будет отдельный портал, он называется dzen.ru, помимо него будет еще и мобильное приложение. Но если речь о портале dzen.ru, то будет отдельный портал, на который будут приходить пользователи, в том числе те пользователи, которые раньше приходили на главную страницу «Яндекса», которая называется yandex.ru, с нее будет сделан редирект на dzen.ru. То есть все пользователи, которые раньше приходили на yandex.ru, будут приходить на dzen.ru, там они будут видеть сервис «Дзена», новостей, поисковую строку «Яндекса» и другие сервисы и VK, и «Яндекса».
— Говоря о новостях, какие СМИ у нас будут подключены к агрегатору новостей? Это то же самое, что было в «Яндексе», или какие-то новые СМИ или какие-то блоги будут подключены?
— О новостях, когда будет закрыта сделка и запустят dzen.ru, будем говорить подробнее, сейчас пока воздержимся от комментариев.
Рынок воспринял сделку как позитивную для обеих компаний, акции обеих компаний росли.