Вот Bosch — а вот порог: немецкая Bosch может продать свои заводы под Санкт-Петербургом, сообщил «Коммерсантъ». Правда, не всех потенциальных покупателей устраивает цена в несколько миллиардов рублей. Кто может купить заводы и в чем мотивация Bosch?

Речь идет о возможной продаже двух заводов Bosch в поселке Стрельна Ленинградской области. Там производят те товары, что известны обычным покупателям — холодильники и стиральные машины. По данным источников, немецкая компания не знает, что делать со своими российскими мощностями. Ряд отечественных компаний ими интересовались, но отпугнула высокая цена. Bosch приостановил эти заводы еще в марте, напоминает «Деловой Петербург». И, в отличие от многих иностранных компаний, связал это не с политическими мотивами, а с тем, что из-за санкций на предприятия перестали поступать комплектующие, поскольку большая часть их приходила из Европы. И в принципе эти предприятия завязаны под технологии Bosch. Пока заводы работали, их стоимость оценивалась почти в 4,5 миллиарда рублей, сообщает «Коммерсантъ». Но, по идее, основная цена должна складываться не из стоимости площадок или оборудования, а из фирменных немецких технологий. И войдут ли они в сделку, если она вообще состоится — большой вопрос.

Возможными претендентами «Коммерсантъ» назвал китайских производителей. Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России (входит в состав китайской Haier Group) Глеб Мишин затруднился с оценкой заводов:

Глеб Мишин глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России «Я не знаю цену, поэтому мне трудно комментировать. Я очень слабо представляю, что из себя представляет фабрика Bosch. Поэтому мне особо сказать по этому поводу нечего. И даже не знаю, собираются они продавать или нет, если собираются, то что? Понятно, что фабрика просто сама по себе вряд ли много стоит, если не будут переданы технологии, цепочки поставок запчастей и так далее. Стоимость фабрики мне очень трудно оценить. Если будет какая-то технология продаваться, тогда, наверное, это дороже, чем оборудование. Оборудование — не знаю, опять же, какого оно возраста. Не знаю даже, насколько это можно оценить. Настолько все расплывчато».

У Bosch в России всего семь предприятий. И, помимо, заводов в Ленобласти, это, например, производство автокомпонентов в Самаре. Bosch вообще главный подрядчик по микроэлектронике для «АвтоВАЗа». И из-за дефицита автокомпонентов завод в Тольятти уже не раз останавливал конвейер. Причем это было не только в этом году, но и в прошлом. Еще у немецкой компании есть предприятие в Энгельсе Саратовской области. Там производят отопительное оборудование. Business FM связалась с одним из работников этого завода Александром. Он сказал, что его должность — нечто среднее между обычным сотрудником и руководителем. Добавил, что не имеет права разглашать корпоративную тайну. А из того, что он может сказать — глобальных изменений на предприятии с весны этого года не было:

— Ничего не изменилось, никаких серьезных изменений в ближайшее будущее не предвидится.

— То есть, как поставляли, так и поставляют, да?

— Возможно, есть задержки, но не глобально.

— В вашей части вообще ничего не поменялось?

— Нет.

— И никого не сокращали?

— На данный момент — нет.

— Какие-то слухи может быть ходят?

— Слухи всякие ходят. Зачем верить слухам?

— Коллеги чего-то опасаются?

— Все чего-то опасаются, даже когда все хорошо, у каждого свои мысли.

Что касается заводов под Питером, то на них могут претендовать еще и турецкие покупатели. И тут стоит вспомнить, что этим летом стало известно, что турецкая компания Arçelik, это производитель техники Beko — выкупит российские активы американской Whirpool (один из самых известных ее брендов — Indesit). Поэтому, есть основания предполагать, что турецкой компании, возможно, будет интересно купить и российские заводы Bosch. Но снова все упирается в технологии и поставки компонентов. Сумеет ли покупатель договориться, чтобы они продолжались? Не встретит ли это сопротивление Евросоюза? Особенно сейчас, когда, как пишут СМИ, в Европе обеспокоены, что Турция может помочь России обойти санкции.

Зато Bosch, возможно, действительно заинтересован в продаже заводов под Петербургом. Они, в отличие от того же саратовского предприятия, убыточны. Причем не первый год подряд. Так что продажа может стать красивым выходом из игры и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения политики. Главное — сойтись в цене.