Газ в Европе становится все большим дефицитом
Пока попытки европейцев снизить потребление газа за счет экономии, перехода на другие источники энергии и поиска альтернативных поставщиков голубого топлива выглядят не очень убедительно. Цены на газ на спотовом рынке отражают обеспокоенность европейского бизнеса доступностью газа в ближайшие месяцы. И ситуация вряд ли изменится
Читать на полной версииЕвро упал до 20-летнего минимума на фоне скачка газовых цен в Европе. В понедельник вечером за единицу европейской валюты давали чуть больше 99 американских центов — такого не было с 2002 года.
Одновременно на европейских хабах резко подорожал газ — голландские фьючерсы на сентябрь превысили отметку в 3000 долларов за тысячу кубометров. Экономический шторм в преддверии новой остановки «Северного потока» набирает силу.
Цены на газ в Евросоюзе, чьи скачки последнее время постоянно попадают в заголовки, отражают уровень беспокойства европейского бизнеса о том, насколько сложно в ближайшие месяцы будет добыть глоток свежего газа. На сентябрьские фьючерсы TTF на бирже ICE в понедельник поднимались до 3000 долларов за тысячу кубометров, а декабрьские сразу до 3200. Это не исторический рекорд — как указывает «Интерфакс», 7 марта за апрельский контракт просили чуть ли не 4 тысячи, но только в моменте и на фоне активных боевых действий. Сегодня газ дорожает из-за новой неопределенности по поводу «Северного потока» — ранее «Газпром» анонсировал остановку газопровода с 31 августа до 2 сентября. Причины называются технические, но, как и в начале лета, в европейских столицах подозревают политику. Продолжает в эфире CNBC вице-президент Wood Mackenzie Валери Чжоу:
Попытки Евросоюза заполнить хранилища к зиме усложняются на фоне мощной засухи в Европе. Причина не только и не столько в повышенном энергопотреблении кондиционеров, сколько в логистике. Европейские столицы пытаются снизить расход газа за счет использования других видов топлива. В Германии среди прочего расконсервировали угольную ТЭС в Нижней Саксонии. Проблема в том, что горючее для таких станций обычно поставляется речным путем, а Рейн и другие водные артерии оказались на грани проходимости даже для барж с частичной загрузкой. Как пишет Bloomberg со ссылкой на немецкие СМИ, в Берлине задумались о том, чтобы дать грузовым поездам с углем приоритет над пассажирскими, хотя это может привести к «железнодорожному хаосу». Параллельно Германия судорожно ищет альтернативных поставщиков газа — с этой целью канцлер Олаф Шольц в понедельник прибыл в Канаду. Продолжает глава берлинского бюро Bloomberg Бирджит Дженнен:
Как пишет в колонке для Politico управляющий директор европейского направления Eurasia Group Мужтаба Рахман, «решающий момент» для готовности европейских столиц продолжать поддержку Украины может наступить осенью или в начале зимы. По словам собеседников колумниста в Брюсселе, населению Евросоюза предстоит ощутить «острую экономическую боль», а Киеву все еще будет нужна финансовая и военная помощь. Автор выделяет в Евросоюзе два основных лагеря: сторонников безоговорочной поддержки Украины в лице Польши и стран Прибалтики и более умеренных союзников, Германии и Франции. Тем не менее, как говорится в колонке, пока Берлин, Париж и другие европейские столицы демонстрируют единство — по крайней мере, публично.