Евро упал до 20-летнего минимума на фоне скачка газовых цен в Европе. В понедельник вечером за единицу европейской валюты давали чуть больше 99 американских центов — такого не было с 2002 года.

Одновременно на европейских хабах резко подорожал газ — голландские фьючерсы на сентябрь превысили отметку в 3000 долларов за тысячу кубометров. Экономический шторм в преддверии новой остановки «Северного потока» набирает силу.

Цены на газ в Евросоюзе, чьи скачки последнее время постоянно попадают в заголовки, отражают уровень беспокойства европейского бизнеса о том, насколько сложно в ближайшие месяцы будет добыть глоток свежего газа. На сентябрьские фьючерсы TTF на бирже ICE в понедельник поднимались до 3000 долларов за тысячу кубометров, а декабрьские сразу до 3200. Это не исторический рекорд — как указывает «Интерфакс», 7 марта за апрельский контракт просили чуть ли не 4 тысячи, но только в моменте и на фоне активных боевых действий. Сегодня газ дорожает из-за новой неопределенности по поводу «Северного потока» — ранее «Газпром» анонсировал остановку газопровода с 31 августа до 2 сентября. Причины называются технические, но, как и в начале лета, в европейских столицах подозревают политику. Продолжает в эфире CNBC вице-президент Wood Mackenzie Валери Чжоу:

«Очевидно, что трейдеры отыгрывают вероятность полной остановки прокачки даже после 2 сентября. На данный момент хранилища в среднем по Евросоюзу заполнены на 76%, а Еврокомиссия поставила целью достичь 80% к 1 ноября. Наша модель показывает, что без поставок по «Северному потоку — 1», Европа может полностью исчерпать запасы газа уже к началу января. В случае холодной зимы и восстановления спроса в Азии, если Китай выйдет из периода карантинов, цены на газ могут вырасти еще больше. Власти стран Евросоюза оказались прижаты к стене. Поэтому мы и видим все эти попытки ограничить спрос и расширить предложение. Обсуждаются меры по нормированию газа и электричества, есть дискуссии про контроль энергетических цен, расширяется использование угольных электростанций и, конечно, все пытаются ускорить строительство СПГ-терминалов».

Попытки Евросоюза заполнить хранилища к зиме усложняются на фоне мощной засухи в Европе. Причина не только и не столько в повышенном энергопотреблении кондиционеров, сколько в логистике. Европейские столицы пытаются снизить расход газа за счет использования других видов топлива. В Германии среди прочего расконсервировали угольную ТЭС в Нижней Саксонии. Проблема в том, что горючее для таких станций обычно поставляется речным путем, а Рейн и другие водные артерии оказались на грани проходимости даже для барж с частичной загрузкой. Как пишет Bloomberg со ссылкой на немецкие СМИ, в Берлине задумались о том, чтобы дать грузовым поездам с углем приоритет над пассажирскими, хотя это может привести к «железнодорожному хаосу». Параллельно Германия судорожно ищет альтернативных поставщиков газа — с этой целью канцлер Олаф Шольц в понедельник прибыл в Канаду. Продолжает глава берлинского бюро Bloomberg Бирджит Дженнен:

«Грубо говоря, Шольц пытается попросить Канаду о помощи с точки зрения поставок СПГ в кратко- и среднесрочной перспективе. Но пока контакты с иностранными поставщиками идут крайне сложно. Как говорят наши собеседники в немецком правительстве, переговоры с Катаром зашли в тупик. То же с Норвегией — она увеличила свою добычу и поставки, но теперь это предел. Канада тоже пока не готова серьезно расширить экспорт СПГ. Либо чисто технологически, либо из политических соображений — потому что это противоречит экологической повестке страны. Поэтому в Берлине ищут любые способы. В том числе рассматривается продление сроков работы атомных электростанций».

Как пишет в колонке для Politico управляющий директор европейского направления Eurasia Group Мужтаба Рахман, «решающий момент» для готовности европейских столиц продолжать поддержку Украины может наступить осенью или в начале зимы. По словам собеседников колумниста в Брюсселе, населению Евросоюза предстоит ощутить «острую экономическую боль», а Киеву все еще будет нужна финансовая и военная помощь. Автор выделяет в Евросоюзе два основных лагеря: сторонников безоговорочной поддержки Украины в лице Польши и стран Прибалтики и более умеренных союзников, Германии и Франции. Тем не менее, как говорится в колонке, пока Берлин, Париж и другие европейские столицы демонстрируют единство — по крайней мере, публично.