В МЧС заявили о нехватке российского оборудования для пожарных и спасателей
По словам первого замглавы МЧС, площадь лесных пожаров в этом году составила 5 млн гектаров. Еще по сравнению с 2021 годом выросло количество погибших от огня
Читать на полной версииОбновлено 20 августа в 02:35
Пожарным не хватает оборудования. Первый замглавы МЧС России Александр Чуприян заявил о нехватке отечественного оборудования, комплектующих и сырья для пожарных и спасателей. По его словам, доля иностранных комплектующих для средств защиты составляет 100%, и российским производствам сейчас не с чем работать:
«В то же время необходимо отметить ряд проблемных вопросов: использование блоков, изготавливаемых на основе импортной электронной компонентной базы. Наиболее болезненно для МЧС России влияние данной проблемы сказывается на обеспечении реагирующих подразделений средствами связи, развилками, поисками систем и системами оповещения населения. Отдельным вопросом, повесткой импортозамещения являются и средства индивидуальной защиты пожарных и спасателей. Так, для основной массы российских предприятий проблемой на сегодняшний день является отсутствие в стране достаточного количества исходного сырья, при производстве корпусов касок и шлемов пожарными используется АБС-пластик исключительно иностранного производства».
Ситуация не нова. В 2019 году МЧС оценивало дефицит техники и спецоборудования у спасателей в 90%.
Все это выпускается не только за рубежом, но и в России. Непонятно, почему МЧС не увеличило за последние годы объемы закупок у отечественных производителей, указывает исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр» Александр Старостин:
Александр Старостин исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр» «Здесь, наверное, стоит задать вопрос тем, кто делал выбор в пользу импортной техники, импортных комплектующих, которые, скажем так, очень недешевы по сравнению с российскими аналогами. На что они делали ставку, закупая эту технику, и как они планировали ее обслуживать? Даже если бы не произошли эти события, мы же понимаем, что высокотехнологичное компьютерное оборудование, управляющее теми же самыми насосами, невозможно починить в деревнях, в каких-то удаленных районах, потому что такие запчасти не хранятся в большом количестве на складах у дилеров. Соответственно, в случае какого-то износа или выхода из строя эта техника — известно было заранее — будет вставать надолго в ожидании недешевого ремонта, который не всегда мог быть забюджетирован. Поэтому сложно это комментировать, надо спрашивать тех, кто делал на это ставку».
Еще Чуприян заявил, что площадь лесных пожаров в 2022 году огромная. По данным министерства, она уже достигла почти 5 млн гектаров. Ущерб от технологических пожаров в России превысил 15 млрд рублей. Почему ситуация такая плачевная? Объясняет руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения «Гринпис» Михаил Крейндлин:
Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения «Гринпис» «Если говорить о лесных противопожарных службах, там не хватает сил и средств, в прошлом году были самые большие за последние 20 лет площади лесных пожаров. В этом году площадь меньше, но это из-за того, что погода в некоторых наиболее «горючих» регионах, в основном это регионы Сибири, которые дают наибольшую площадь, менее «горючая», чем в прошлые годы. Хотя жара стоит в центральных регионах России, здесь, по идее, должно быть достаточно и техники, и людей, тем не менее в соседней с Московской Рязанской области уже практически в какой-то момент вышедшая из-под контроля ситуация. Локализовать пожар не удавалось, потому что вопрос еще в правильном применении всей этой техники. Тушить торфяные пожары, а там в значительной степени горит торфяник, авиацией бессмысленно, там нужны другие средства, которые гораздо менее затратные, но более эффективные, но их не применяют, потому что не умеют, не хотят. Организация процесса действительно хромает. Кто будет крайний в этой ситуации, неизвестно, но кто-нибудь будет точно. Та система, которая сейчас действует, и с полномочиями, и с недостатком финансирования, приводит как раз к этим ситуациям. Они как имели значительную нехватку сил и средств, так и имеют. Нет достаточных сил у лесной охраны, людей, которые на месте могли бы быстро выявлять пожары на ранней стадии, когда они еще небольшие».
Ситуация не новая. В 2019 году МЧС оценивало дефицит техники и спецоборудования у спасателей в 90%. При этом основной причиной природных пожаров остается человеческий фактор, например сжигание сухой травы. Также ведомство отчиталось, что по сравнению с прошлым годом выросло количество погибших от огня — в этом году 8416 человек. Каждые полторы минуты возникает новый пожар, каждый час погибает один человек, добавил первый замглавы МЧС РФ.
Тем временем режим ЧС из-за пожаров ввели еще в одном районе Рязанской области — Рязанском, там горят 26 гектаров леса. Ранее режим ЧС был введен в Спасском и Клепиковском районах.
Дым и гарь от лесных пожаров в Рязанской области накрыли в пятницу днем юго-восточные районы Подмосковья. Вот что рассказала Business FM жительница поселка Фруктовая Луховицкого района Татьяна:
«Я смотрю сейчас из окна своего дома — не видно за Окой ничего, горизонт задымлен, солнце плохо видно. Очень сильный ветер у нас при этом, если, не дай бог, огонь — страшно будет. Похоже на то, как в было в 2010 году: на улице гарь, дышать неприятно. Люди закрывают окна, на улице никого нет. Утром было еще ничего, нормально. Сплошняком дым начался где-то с 11-12 часов дня. Много летает пожарных вертолетов в сторону Егорьевского района, это у нас за Окой, там начинаются уже Мещерские леса, там находится поселок Моховое, печально известный, который выгорел практически полностью в 2010 году, сейчас он нежилой, — в ту сторону летят вертолеты».
Более 70 парашютистов, десантников и летчиков направлены в Рязанскую область на тушение пожаров, сообщает Авиалесоохрана.