Во Львове завершились переговоры Эрдогана, Гутерриша и Зеленского
Они прошли в замке графов Потоцких — в советские времена в нем снимали эпизоды фильма «ДʼАртаньян и три мушкетера», а позже — сцены международных переговоров в сериале «Слуга народа»
Читать на полной версииОбновлено 19 августа в 00:10
Во Львове завершились трехсторонние переговоры президентов Турции, Украины и Генсека ООН. Они продлились 40 минут, сообщает турецкий портал Haberturk.
Владимир Зеленский, как сообщило турецкое информагентство Anadolu, заявил, что переговоры с Москвой возможны только после вывода российских войск из Украины. Реджеп Эрдоган, в свою очередь, сказал, что намерен обсудить итоги львовских переговоров с президентом России.
Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал срочно договориться о восстановлении гражданского статуса Запорожской АЭС и об обеспечении безопасной зоны вокруг нее. При этом ООН окажет поддержку посещению станции инспекторами МАГАТЭ только в том случае, если миссия направится туда через Киев. В офисе Гутерриша также отметили, что до переговоров по полному прекращению боевых действий в Украине еще далеко.
Трехсторонним переговорам во Львове предшествовали двусторонние встречи. В ходе беседы Эрдогана и Зеленского обсуждались перспективы урегулирования украинского кризиса. По информации телеканала TRT, турецкий лидер выступил за перезапуск переговоров России и Украины в Стамбуле и предложил Турцию в качестве площадки для возможных контактов Владимира Путина и Владимира Зеленского. По данным CNN Turk, Москва допустила обсуждение «дорожной карты» по Украине непосредственно на встрече Путина и Зеленского.
Итоги переговоров во Львове комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
— Смысл этой встречи был не в том, чтобы что-то принимать, а в том, чтобы действительно обсудить насущный вопрос, связанный с боевыми действиями и их влиянием на разные аспекты — от продовольственных до ядерной безопасности. Продолжительность встречи действительно удивляет. И скорее это свидетельствует о том, что встреча носила символический характер. То есть генсеку ООН было важно показать, что он не дремлет и активно занимается этим острейшим кризисом. Эрдоган — другой случай. Он действительно вовлечен глубоко во взаимоотношения Украины с Россией. И как я понимаю, у Эрдогана сейчас есть два уровня амбиций. Один уровень более реализуемый: Турция хочет запустить процесс, а потом организовать масштабный обмен военнопленными. Это, безусловно, можно приветствовать. А другой уровень, о котором он говорит и его окружение запускает в публичную сферу, это то, что якобы Турция работает, и не бесцельно, над организацией прямой встречи Путина и Зеленского. Мне представляется, что это исключительно пожелание Турции, поскольку сейчас совершенно непонятно, если вдруг такая встреча состоится, о чем она может быть, то есть нет предмета для разговора на сегодняшний день. Но для Эрдогана, я думаю, очень важно застолбить за собой позицию человека, который является незаменимым посредником, медиатором, участником миротворческого процесса.
— США разрешили Украине использовать западное оружие для ударов по Крыму, если в Киеве сочтут это необходимым. Такая перспектива реальна?
— Я думаю, что такая перспектива возможна. По крайней мере, с самого начала было понятно, что это ограничение — что мы вам поставляем, но вы можете так использовать, а так использовать не можете — в условиях интенсивных боевых действий работать не будет, во-первых А во-вторых, многие эксперты, в общем-то, ожидали в последние недели, когда наступила патовая ситуация на фронтах, что она не может продолжаться бесконечно, что будет попытка эскалации с одной стороны или с другой, или со всех сторон. Поскольку в Соединенных Штатах этот конфликт совершенно официально рассматривается не как сражение за Украину, а как битва, так сказать, за мировое доминирование и расстановку сил на международной арене, то допустить проигрыша Украины они не могут. А если так, то все непрямые средства поддержки будут задействованы, в том числе и такое вооружение, которое может наносить удары по российской территории, и в особенности по Крыму, который американцы считают украинской территорией.
А вот мнение политолога Георгия Бовта:
— Есть ли предположения, о чем удалось договориться, почему трехсторонние переговоры были такими короткими — продлились всего 40 минут?
— Они могли быть такими короткими, потому что какие-то вещи были просто согласованы заранее с участием российской стороны. Я напомню, что были телефонные переговоры Шойгу с Гутерришем, про которые было сказано, что они прошли хорошо. 5 августа встречались Путин с Эрдоганом, поэтому и Эрдоган, и Гутерриш могли донести до Зеленского чисто теоретически позицию российской стороны и проставить галочки там, где да, и прочерки там, где нет. При такой короткой встрече, возможно, что прочерков больше, чем галочек. И это обычно означает, что особых договоренностей нет, если только речь не идет о каком-то ультиматуме, на который вы соглашаетесь. Но я думаю, что это немножко не та ситуация.
— CNN Turk сообщил, что Путин в ходе сочинских переговоров с Эрдоганом намекнул на возможность прямых переговоров с Зеленским. Если раньше Кремль придерживался концепции, что сначала должны пройти переговоры на уровне делегаций, то теперь не отрицается и возможная встреча президентов. Если доверять этой информации, мог ли Эрдоган сегодня говорить об этом с Зеленским и убедить его в том, что такая встреча с Путиным необходима?
— Говорить он мог. Но если информация турецкого телеканала правильная, значит, что мы с вами все вместе взятые — 145 или сколько-то миллионов — знаем нашего Владимира Владимировича хуже, чем турецкие журналисты. Я лично не могу себе представить, у меня в голове не укладывается, как в нынешней ситуации могут встретиться Путин с Зеленским, вот просто я отказываюсь в это верить. Возможно, Эрдоган отчасти блефует и говорит, что ему по силам организовать встречу Зеленского с Путиным.
— Или выдает желаемое за действительное. Ему очень хочется, судя по всему, выступить в роли суперпосредника.
— Конечно, он взмахнет волшебной палочкой — и они прилетят к нему в Стамбул, сядут за один стол, ну как вы себе это представляете? Я — никак.
— Что касается Запорожской АЭС, естественно, эта тема также обсуждалась сегодня на трехсторонней встрече, на двусторонних переговорах. Не похоже, что позиции России и Украины по этому вопросу сблизились, обсуждение ситуации на станции без участия России, станция находится под ее контролем, судя по всему, ни к чему не приведет. Зачем тогда поднимали эту тему?
— Можно, в принципе, по максимуму договориться о том, чтобы до станции доехали инспекторы МАГАТЭ. Но, судя по некоторым заявлениям российских представителей и из МИД, и из Минобороны, они весьма скептически относятся к этой миссии. Акцент делается на том, что она небезопасна. Она пройдет по контролируемой Украиной территории, а там есть всякие националистические формирования, вдруг они их всех убьют и так далее, поэтому скепсис тут превалирует. Естественно, через территорию, контролируемую российскими войсками, инспекторы МАГАТЭ не поедут по политическим причинам. Мне кажется, Москва не хочет, чтобы они вообще ехали, потому что ну хорошо, приезжают представители международной организации, мы состав этой организации не знаем, кто ее там будет формировать, мы тоже не знаем. Они приедут, увидят российских военных, которые стоят на ядерном объекте, вряд ли они напишут какой-то «розовый» отчет о том, что там происходит. Поэтому без того, чтобы согласовать это с Москвой, никакая миссия МАГАТЭ туда не поедет.
Турция поможет в восстановлении инфраструктуры Украины. Соответствующий меморандум подписан в четверг, 18 августа, во Львове. Об этом сообщили в Министерстве инфраструктуры Украины.
США могут рекомендовать американским компаниям пересмотреть бизнес-отношения с Турцией. Как пишет американское издание Politico, такой сценарий возможен в случае дальнейшего сближения лидеров Турции и России.